Слайд 1Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Слайд 2Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
им. проф. В.Ф.
Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра философии и
социально-гуманитарных наук
Лекция № 21
Русская философия.
XIX – XX вв. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники.
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3План лекции
1. Общая характеристика русской философии.
2. Основные темы и проблемы
русской философии XIX – XX вв.
3. Философия П.Я. Чаадаева.
4. Славянофилы
и западники.
Слайд 4Характерными чертами русской философии являются:
сильная подверженность религиозному влиянию;
специфическая форма выражения
философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, «эзопов язык»;
целостность,
стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
Слайд 5К основным особенностям русской философии относятся:
антропоцентричность;
доминирование моральной установки;
социальные проблемы;
проблемы историософии,
или философии истории, т. е. постоянная обращенность русской мысли к вопросам о
смысле и целях истории;
Главная, объединяющая их черта – неразрывность теории и практики, философии и жизни.
Слайд 6Основные темы и проблемы русской философии:
Проблема СОЗНАНИЯ: происхождение, природа и
структура сознания, сознание – продукт социального развития, сознание как отражение,
сознание и мышление (Чаадаев, Герцен, Вл. Соловьев).
Проблема ПОЗНАНИЯ: научные методы, философия как методология естествознания, диалектика процесса познания, противодействие узкому сциентизму, кастовости в науке, полузнанию и дилетантизму (Герцен, Лавров).
Слайд 7Проблема ПРОГРЕССА:
Философы разных направлений искали пути
к
лучшим формам человеческого общежития.
ЦАРСТВО БОЖИЕ в философии Чаадаева.
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО у
Вл. Соловьева и Бердяева.
«РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ» Герцена и народников.
АНАРХИЧЕСКИЙ КОММУНИЗМ Бакунина и Кропоткина.
СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ последователей Маркса и Ленина.
К теме прогресса примыкает социально-экономический и нравственно-культурный анализ природы и исторических судеб ОБЩИНЫ
(Герцен, Лавров, Бакунин, Михайловский, Ткачёв).
Слайд 8Проблема ЧЕЛОВЕКА:
решаемая русскими мыслителями большей частью в социально-политическом
и нравственно-философском ключе.
ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ;
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО;
признание
общечеловеческих ценностей;
противодействие дроблению рода человеческого по сословным, профессиональным, национально-религиозным и другим признакам.
(Чаадаев, Герцен, Михайловский, Лавров,
Вл. Соловьев, Бакунин, Кропоткин,
Богданов, Сахаров).
Слайд 9Проблема КУЛЬТУРЫ:
место русской культуры в системе культур Запада и Востока;
единство
и различие КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ;
научно-технический прогресс и его последствия
техницизм мышления;
экологические бедствия –
эта проблема сегодня одна из самых актуальных, поскольку связана с судьбой человечества (Чаадаев, Лавров, Бердяев, Богданов, Сахаров).
Слайд 10Р О С С И Я :
русская идея;
русский национальный
характер;
обсуждение альтернатив исторического развития;
соотношение общечеловеческого и национально-неповторимого;
социальное и
духовное взаимодействие с Западной Европой и Америкой
(Чаадаев, Герцен, Бакунин, Михайловский, Хомяков, Лавров, Ткачёв, Вл. Соловьев,
Бердяев, Сахаров).
Слайд 11Чаадаев
Герцен
Бакунин
Михайловский
Хомяков
Лавров
Ткачёв
Вл. Соловьев
Бердяев
Сахаров
Слайд 12Проблема поиска смысла жизни, нравственных ориентиров:
большинство русских мыслителей
единодушны – смысл жизни в добре, правде и справедливости; многие
связывают нравственность с Богом
(Чаадаев, Вл. Соловьев, Бердяев, философы зарубежья).
Слайд 13Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
декабристская философия;
философия
западников и славянофилов;
философия Чаадаева;
консервативная религиозная и монархическая философия;
философские системы писателей
Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
революционно-демократическая философия;
либеральная философия.
Слайд 14ДЕКАБРИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И.
Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.
Основная направленность
философии декабристов — СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ.
Ее опорными идеями были:
приоритет естественного права;
необходимость для России правового строя;
отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
личная свобода человека;
ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
Слайд 15ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ
(1794–1856)
Главные труды:
Философические письма
Апология сумасшедшего
Основные направления
философии Чаадаева:
Философия
истории
Философия человека
Проблемы:
онтологии;
антропологии;
гносеологии;
идея Царства Божия;
проблема «Восток – Запад –
Россия»
Слайд 16П.Я. Чаадаев
Я, благодарение Богу, не богослов и не законник.
А просто христианский философ»
Основная богословская идея Чаадаева есть идея Царства
Божия.
«В христианском мире все должно способствовать – и действительно способствует – УСТАНОВЛЕНИЮ СОВЕРШЕННОГО СТРОЯ НА ЗЕМЛЕ – царства Божия».
Слайд 17Жизнь человека включает два начала:
природное (животное);
социальное (разумное).
Социальное
общение – духовное начало;
через социальную среду хранится
и передается свет разумности, мысль человека есть мысль рода человеческого;
индивидуальный разум зависит от «всеобщего» (социального)
Слайд 18СЛАВЯНОФИЛЫ и ЗАПАДНИКИ
Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались
представители философских направлений
ЗАПАДНИКИ и СЛАВЯНОФИЛЫ
Слайд 19Видными представителями ЗАПАДНИКОВ являлись:
П.Я. Чаадаев
А.И. Герцен
Н.П. Огарев
К.Д. Кавелин
В.Г.
Белинский
Слайд 20Идеи ЗАПАДНИКОВ
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического
пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и
законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Слайд 21Оппоненты западников – СЛАВЯНОФИЛЫ
А.С. Хомяков
И.В. Киреевский
Ю.Ф. Самарин
И.С. Аксаков
К.С. Аксаков
Слайд 22Славянофилы
Согласно славянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный
образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету
от народов Запада
(святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
Слайд 23Литература
Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х томах. Р.-н-Д.-1999.
Хрусталев
Ю. М. Философия. Учебник. М.-2005.
Комова Н.В. Русская философия XIX –
ХХ вв. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Красноярск; КрасГМА, 2005.
Слайд 24С П А С И Б О
З А
В Н И М А Н И Е !