Слайд 1КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА,
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Тема 7
Методы группового общения
и деловые переговоры
Слайд 2
Учебные вопросы:
Типы общения, общая характеристика методов общения.
2. Основные правила
проведения групповой дискуссии
Слайд 3Литература
а) Основная литература:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Психология делового общения, Изд-ство:
Эксмо, 2010.- 656с.
Бороздина Г.В. Словарь конфликтолога, редактор: Сафронова М.
В., Бобылева Л. В. Изд-ство: ИНФРА-М, 2009.-: 295с.
Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Захаров Д.К.: Этика деловых отношений: Учебник, Изд-ство: ИНФРА-М, 2009.- 160с.
Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для вузов, Гриф УМО МО РФ М.: Академия, 2008.-450с.
Леонтьев А. А. Психология общения: учебное пособие: Гриф УМО МО РФ Рекомендовано Минобразованием России. – М.: Академия, 2010. – 368 с..
Деловое общение. Учебник для вузов. Под ред. П.И. Сидорова. 2-е изд., перераб. Гриф МО РФ, Коноплева И.А., Сидоров П.И., Путин М.Е. Издательство: Инфра-М, 2010 г.-384с.
Коноплева Н.А. Психология делового общения: Учебное пособие - ("Библиотека психолога") (ГРИФ), М. Московский психолого-социальный институт, ФЛИНТА, 2008 г. – 408 с.
Слайд 4Литература
б) Дополнительная литература:
Мунин А. Н., Деловое общение, Изд-ство: Флинта, МПСИ,
2008. -376с.
Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. Москва:
Академия, 2008.-460с
Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов серия: Бакалавр, Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова, изд-во Юрайт, ISBN 978-5-9916-1680-5; 2012 г
Слайд 5Учебный вопрос №1
Типы общения, общая характеристика методов общения.
Слайд 7Виды общения
Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и
азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью
перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.
Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.
При научном общении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.
В экономическом общении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.
Слайд 8Игровые методы социально-психологического тренинга
а) деловая игра(основывается на организации взаимодействия в
ситуациях, моделирующих какой-либо цикл профессиональной деятельности. ;
б) ролевая игра(представляет
собой разрешение типичной ситуации, когда участники игры выступают в определенной роли и разрешают проблему в соответствии со своими представлениями ;
в) упражнения.
Слайд 9 Классификация методов социально-психологического тренинга (по Ю.В. Макарову)
дискуссионные методы
(групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных поведенческих ситуаций и т.д.);
игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, транзактный анализ и т.д.);
релаксационные методы (техники релаксации и медитации);
психогимнастические упражнения
Слайд 10Классификация активных методов обучения (по Ю.Н. Емельянову)
дискуссионные методы (групповая
дискуссия, разбор казусных случаев из практики и т.д.);
игровые методы
(ролевые игры, дидактические и творческие игры, контр-игра);
сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства)
Слайд 11УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2.
Основные правила проведения групповой дискуссии
и Н.Ю. Хрящева делят групповую дискуссию на конструктивную и неконструктивную.
Поведенческие проявления конструктивной дискуссии заключаются в следующем:
равноправие участников в плане высказывания своего мнения;
ощущение каждым демократической атмосферы; активность каждого участника;
преимущественно альтруистические или аффилиативные реакции участников;
удовлетворенность от совместной работы и общения.
Слайд 13Дискуссия предполагает:
активный обмен мнениями между участниками;
рассмотрение проблемы с разных
позиций;
многосторонняя коммуникация;
поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.
Слайд 14Нормами работы в группе могут стать следующие правила:
не перебивать и
выслушивать выступающих до конца;
контролировать эмоции;
четко аргументировать свою позицию;
не переходить в
обсуждении на личности;
активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;
конфиденциальность;
доверие и открытость.
Слайд 15Полностью навыки проведения дискуссии изучаются в курсе "Корпоративная культура делового
общения". Современные технологии подготовки и проведения публичных выступлений вы можете
изучить в курсе "Искусство деловой презентации". Оба эти курса изучаются в рамках программы индивидуального обучения.
Слайд 16УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3.
Сюжетно-ролевые, спонтанно-ролевые, имитационные и деловые игры.
Особенности проведения и основные сферы применения.
Слайд 17Разновидности интерактивных игр
подвижные (разогревающие игры),
сюжетные и ролевые,
деловые
и имитационные (последние две группы иногда обоснованно рассматриваются как разновидности
ролевых).
И.В. Вачков выделяет: ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, коррекционные, психологическиеделовые игры.
Слайд 18Ролевые игры - это игры на возможное изменение уже известных
тенденций, на проектирование новой истории, на оценку всех возможных вариантов
- с тем, чтобы научиться делать выбор и просчитывать последствия. В некоторых источниках их называют сюжетно-ролевыми или ситуационно-ролевыми играми.
Слайд 19Задачи сюжетно-ролевой игры:
Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях
межличностного взаимодействия.
Расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников
общения.
Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.).
Продемонстрировать условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от контекста общения.
Создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.
Снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями (эффект катарсиса). Этот же эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии .
Слайд 20Типы сюжетно-ролевых игр
Могут классифицироваться по функциям:
иллюстрация определенного процесса
или ситуации,
демонстрация эффективной модели поведения,
тренировка навыков,
предоставление обратной связи и т.
д.
Слайд 21Функции игровой деятельности
развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить
довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативная: освоение диалектики общения;
самореализации в игре
как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 22Большинству игр присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь
по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а
не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Слайд 23Среди деловых игр, в зависимости от их функций и целевого
назначения различают:
- обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры.
- деловые игры для решения практических задач (например, нахождения оптимальных решений при реорганизации отдела). Они применяются также для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы;
- проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом, хотя и включают этот важнейший для деятельности организации аспект.
- исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности
Слайд 24Деловую игру можно рассматривать как:
метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение
учебно-производственных задач в игровой форме,
метод имитации принятия управленческих решений
в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группой людей.
Слайд 25Имитационной называют игру, которая позволяет исследовать социальную систему путем эксперимента
с ее моделью, воспроизводящей функционирование системы во времени.
Слайд 26Типичные ошибки при использовании игровых методов в психологических тренингах
недостаточная связь
полученного в играх опыта с повседневной реальностью, превращение игрового действия
в самоцель,
слабое осмысление полученного в ходе игры опыта, отсутствие когнитивной составляющей, недостаточное время для обсуждения.
избыточно частое применение игр развлекательного плана при недооценке других методов, что ведет к превращению ведущего в массовика-затейника.
игнорирование эмоционального состояния участников (как равнодушие, так и чрезмерно сильные эмоции являются помехой в работе).
потеря чувства такта, превращение тренингового занятия в «душевный стриптиз» или психотерапевтическую сессию .
Слайд 27УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3.
Психологические закономерности ведения переговоров.
Слайд 28Согласование целей и интересов более эффективно, если обеспечены:
- ориентация
сторон на решение проблемы, «на дело»;
- хорошие или нейтральные
межличностные отношения оппонентов;
- уважительное отношение к оппоненту;
- открытые позиции, предъявление четких Индивидуальных целей;
- способность к корректировке своих целей.
Слайд 29Закономерности конструктивного взаимодействия с партнёром
1.Не применять первым приемы, вызывающие конфронтацию.
2.Внимательно
выслушивать оппонента, не перебивать.
3.Пассивность на переговорах говорит о плохой проработке
позиции, ее слабости, нежелании вести переговоры.
4.Не убеждать партнера в ошибочности его позиции.
5.При согласии партнера пойти на уступку не следует рассматривать это как проявление его слабости.
Трудно вести переговоры с оппонентом, позиция которого объективно сильнее. Здесь полезны следующие рекомендации (Д. Рубин).
- апелляция к принципу (правовым нормам, принципам справедливости, равенства).
- апелляция к длительным «историческим отношениям» с данной стороной.
- апелляция к будущему отношений с оппонентом (выгодность сотрудничества в дальнейшем).
- увязка разных вопросов в один «пакет». Будучи более слабым в одном, участник может оказаться сильнее в другом. Увязка этих вопросов позволяет «сбалансировать» силу сторон.
- коалиция с сочувствующими занимаемой позиции.
- обращение к общественному мнению.
- обращение за помощью к посреднику.