Слайд 1КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА,
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Тема 1
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
ЭТИКУ.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Слайд 2
Учебные вопросы:
1. Цель, задачи и функции дисциплины «Профессиональная этика».
2. Соотношение
понятий «этика», «мораль», «нравственность».
3. «Профессиональная этика» в системе наук и
учебных дисциплин.
Слайд 3Литература
Основная:
1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. —
М.: Гардарики, 2008.
2. Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство
«Экзамен», 2005.
3. Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов). – М.: Экзамен, 2005.
4. Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.
5. Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2006.
Дополнительная:
1. Гусейнов А. А., Введение в этику — М., 2005.
2. Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т. 1-2.
3. Кант И. Лекции по этике. М., 2006.
4. Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2007.
Слайд 4Темы рефератов:
Происхождение и содержание термина «этика».
Роль этики и морали
в жизни общества.
Профессиональная этика, ее роль и место в формировании
мировоззрения и ценностных установок сотрудника ГПС.
Слайд 5ВВЕДЕНИЕ
В данном курсе перед нами стоит задача уяснить:
специфику нравственности и нравственных явлений;
дать собственно теоретическое определение морали,
затронув некоторые коренные вопросы этики как науки;
своеобразие профессиональной этики, служебного этикета сотрудника ОВД;
этики межличностного повседневного общения;
выяснить основные структурные образования морали;
проблемы профессионально-нравственной деформации.
Слайд 6УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
Слайд 7
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»), первоначально
означавшего место совместного проживания, а затем - характер, темперамент, мода,
покрой одежды, обычай.
Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ввел термин «этика».
Слайд 8Для точного перевода термина «этика» Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный).
Он образовал его от слова «mos» — латинского аналога греческого
«этос».
В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
Слайд 9В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но
один термин. Со временем ситуация меняется.
В процессе развития культуры,
в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл:
под этикой подразумевается соответствующая ветвь знания, наука;
под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет.
Слайд 10Этика - наука, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура,
функции, а также проблемы развития нравственности.
Этика занимается вопросами, связанными
с внутренним миром человека, вторгается в область чувств человека.
В обыденной жизни слова «этика» и «мораль», «нравственность» употребляют как взаимозаменяемые.
Слайд 11Слово «этика» имеет несколько различных значений.
Одно из самых распространенных
- это понимание этики как кодекса или свода принципов жизни
людей
Специфическая особенность этики как науки состоит в том, что она, стремится ответить на нравственные вопросы в теоретической форме, помочь в решении практических нравственных проблем, которые стоят перед большинством людей в их повседневной жизни.
Этика есть наука о морали, нравственности
Слайд 12Предмет этики как науки
Определение предмета этики зависит от того,
как мы понимаем мораль, ее происхождение, социальные функции.
Во все времена
этика остается наукой, которая изучает:
нравственные процессы, жизнь человека и общества;
ведущие мотивы общественного поведения;
нравственное бытие человека.
Слайд 13Cовременные границы предмета этики.
Проблемы свободы, необходимости и ответственности человека;
нормативная
этика, решение вопросов происхождения, развития и сущности морали;
история этических
учений;
проблема моральных ценностей;
вопросы нравственного воспитания.
Слайд 142. Круг исследований: этические проблемы психологии, социологии, социальной психологии, этнологии,
культурологии, антропологии, медицины, юриспруденции, права, искусства и т. д.
Некоторые
из этих направлений уже приобрели статус прикладных или самостоятельных дисциплин: экологическая этика, космическая этика, аксиологическая этика (или этика ценностей), ряд профессиональных этик — педагогическая, юридическая, журналистская, медицинская, торгового работника, этики бизнеса, деловой этики и т. п.
Слайд 15
3. Возникают новые и актуальные направления этического исследования, например:
этика ненасилия,
этика религии,
возродилась православная этика.
Слайд 16Этику нередко называют «философией практической жизни», потому что именно этика
создает идеал добродетельного человека, изучает мораль и реальные нравы общества,
понятия добра и зла, роль и значение совести для моральной жизни человека.
Этика выясняет сущность таких понятий, как: честь и достоинство, справедливость, милосердие, ответственность, гражданственность, счастье и смысл жизни
Слайд 17 1. Этика фиксирует историю морали, ее состояние, принципы, идеалы
и нормы.
2. Этика изучает сущность, происхождение, специфику морали, структуру
нравственного сознания общества и личности, формулирует моральную философию общества и моральные кодексы, нормы и правила поведения человека, как в частной жизни, так и в профессиональной.
Функции этики как науки:
Слайд 183. Этика призвана учить морали.
Принято считать, что человек, изучив
моральные правила и нормы, узнав о том, что такое добро,
будет избегать делать зло, будет стремиться к совершенствованию, станет честным, порядочным и добродетельным .
Но это далеко не всегда так. Специфическая особенность применения морального знания на практике связана с тем, что человек должен захотеть научиться быть моральным.
Слайд 19В структуре этики выделяют следующие части:
1) теоретическая этика (история
этики и морали) - раскрывает картину возникновения и развития этики
от древности до наших дней, воссоздает эволюцию и сущность морали, ее различные социально-исторические типы;
2) теория морали - учение о сущности морали, ее структуре, принципах и категориях, механизме действия морали;
Слайд 203) нормативная этика - конкретизация морали данного общества, учение о
высших моральных ценностях, моральных нормах, правилах общения и поведения людей
в повседневной жизни;
4) профессиональная этика (практическая) - это конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности и особенностей профессии.
Слайд 21 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА - это вид трудовой морали
общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил
поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.
Слайд 22
Профессиональная этика сотрудников ОВД это правовые и нравственно-этические нормы и
требования в сфере профессиональной деятельности; принципы и правила служебного поведения
и служебных отношений;
Слайд 23Цель дисциплины «Профессиональная этика»: изучить и усвоить особенности профессиональной морали,
систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития сотрудника
- профессионала, сформировать нравственную культуру студента, дать им возможность получить представление о путях морального совершенствования и способах разрешения нравственных конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.
Слайд 24Задачи дисциплины:
выработать у курсантов твердую убежденность в необходимости нравственного совершенствования;
изучить
основные категории и нормы профессиональной этики;
усвоить нравственное содержание труда сотрудников
противопожарной службы;
привить навыки нравственной культуры и успешной реализации ее в профессиональной деятельности;
сформировать у курсантов навыки соблюдения служебного этикета.
Слайд 25Вывод по первому вопросу:
во все времена этика остается наукой,
которая изучает нравственные процессы, жизнь человека и общества: ведущие мотивы
общественного поведения, нравственное бытие человека.
Задачи дисциплины:
-выработать у курсантов твердую убежденность в необходимости нравственного совершенствования;
-изучить основные категории и нормы профессиональной этики;
-усвоить нравственное содержание труда сотрудников противопожарной службы;
-привить навыки нравственной культуры и успешной реализации ее в профессиональной деятельности;
-сформировать у курсантов навыки соблюдения служебного этикета.
Слайд 26УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТИКА», «МОРАЛЬ»,
«НРАВСТВЕННОСТЬ»
Слайд 27Этика — наука о нравственности и морали;
Мораль — вся сфера
морального сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивидуальные моральные убеждения;
Нравственность
— вся сфера реальных отношений и поведения, взятых в их непосредственно межчеловеческом содержании и именно с точки зрения этого содержания оцениваемых.
Слайд 28Своеобразие морали и нравственности в том, что они пронизывают всю
жизнь человеческого общества и отдельного человека.
Мораль имеет отношение к
сфере сознания, а нравственность — к действию.
И между моральным сознанием и нравственным поведением далеко не однозначная связь.
«Мораль» и «нравственность» понятия близкие, но они образуют единство, а не тождество.
Слайд 29Разделы этики
Этика (понятие ввел Аристотель) - наука о нравственности и
морали, одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии
в период становления рабовладельческого общества.
Нормативная этика - составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.
Слайд 30Ригористическая этика - к ней причисляются все концепции, в которой
высшей моральной ценностью признается выполнение долга;
только следование велению долга
определяет достойное с точки зрения морали поведение человека: нет никакой другой цели, кроме выполнения обязанностей.
Типичный пример, этическая система И.Канта.
Слайд 31Теоцентрическая этика - совокупность религиозных этик, которые моральные ценности и
нормы соотносят к сверхъестественному бытию и ему же подчиняют назначение
человека на Земле. Типичное проявление такой этики в нашей культуре - христианская этика, в которой высшей ценностью
является Бог.
Эволюционная этика - исследует происхождение нравственности как результат биологической эволюции (этология, социобиология и др.); совокупность всех этических концепций, в которых жизнь признается высшим моральным благом и которые одобряют все действия, направленные на увеличение шансов развития человеческого рода и содействующие обеспечению жизни наибольшей устойчивости и интенсивности.
Слайд 32
Мораль (понятие ввел Цицерон (106-43 г. до н.э.) - предмет
изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил
и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении.
Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни.
Мораль общества предполагает определенное поведение и нравы
Слайд 33. Мораль складывается из:
нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым
образом мотивированных;
моральных отношений людей.
Нравственная деятельность и отношения отражаются
и закрепляются в моральном сознании.
Свойства морали: интегративность, нормативность, оценочность, императивность (от лат. повелевать).
Слайд 34
Профессиональная мораль - исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей,
кодексов о должном поведении представителей определенных профессий.
Профессиональная мораль является частью
общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.
Слайд 35Моральное требование - простейший элемент моральных отношений, в которых находятся
между собой личность и общество.
В этих отношениях человек подчиняется
различным формам долженствования.
Моральные санкции - формы порицания или похвалы, обеспечивающие выполнение людьми моральных норм.
Слайд 36Моральные ценности - одна из форм проявления моральных отношений общества.
Под моральными ценностями понимаются:
во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц)
и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;
во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Слайд 37Норма моральная - простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как
элемент моральных отношений и как форма морального сознания.
Во всяком
обществе существует объективная потребность в том, чтобы в часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм.
Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде правил, заповедей.
Слайд 38Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изложенных в Библии:
«Не
убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»).
Однако моральные
нормы не могут служить исчерпывающим руководством в деятельности.
При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений - принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др.
Слайд 39Различают позитивные и негативные моральные нормы.
Позитивные моральные нормы предписывают необходимую
линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь
честен»).
Негативные моральные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не укради», «Не убей»).
Слайд 40Моральная оценка- одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности, при
котором устанавливается соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или
поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.
Слайд 41Психология морали - изучает психические источники моральных поступков, исследуют реакцию
человека на собственные поступки и на поступки других людей.
Она
освещает мотивы поведения, роль психических механизмов при моральном выборе, вопросы связанные с формированием чувства ответственности, а также то, каким образом психика предопределяет моральное одобрение или осуждение, моральные наклонности людей к определенным ценностям, оценкам и самооценкам.
Слайд 42 Нравственность - одна из основных форм нормативной
регуляции действий человека, которая основывается на силе устоявшегося и общепринятого
порядка, привычек и совокупного воздействия на личность, окружающих ее людей.
Нормы нравственности фиксируются системой ценностей, идеалов, представлений о добре и зле, о долге и назначении человека, принятых в данном обществе.
Гегель отличал нравственность от морали.
Нравственность - основа морали.
Слайд 43Нравственная культура личности - степень восприятия человеком нравственного сознания и
культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности
воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию.
Слайд 44Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая:
освоенный опыт человечества,
который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях,
а также творческие
элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
Слайд 45Общечеловеческое в нравственности - исследования, изучающие общие для всех исторических
эпох условия жизни людей и формы человеческого общежития.
В основном
это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношения людей: не убивать, не воровать, помогать друг другу в трудностях и т.п.
Слайд 46Во все время так или иначе:
осуждались жестокость, жадность, трусость,
лицемерие, вероломство, предательство, клевета, зависть и
поощрялись смелость, честность, мужество,
самообладание, героизм, жертвенность и т.д.
Профессиональная честь - забота об авторитете своей профессии в обществе.
Слайд 47УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА» В СИСТЕМЕ
НАУК И УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
В данном курсе перед нами стоит задача
уяснить специфику нравственности и нравственных явлений, дать собственно теоретическое определение морали, затронув некоторые коренные вопросы этики как науки, своеобразие профессиональной этики, служебного этикета сотрудника МЧС, этики межличностного повседневного общения, а также выяснить основные структурные образования морали и проблемы профессионально-нравственной деформации.
Слайд 48 Этика тесно связана и взаимодействует со всеми
науками гуманитарного плана, со всей духовной культурой общества:
Литература и
искусство – отражают нравственную жизнь общества и личности различных эпох, вызывая сочувствие, негодование, осуждение, восхищение современников.
Этнография помогает этике в изучении и реконструкции нравов и морали различных стран и народов.
Психология помогает этике раскрыть механизмы поведения личности и индивидуальные особенности человека , обосновывает наиболее эффективные методы формирования необходимых умственных и эмоционально-волевых качеств.
Слайд 49Педагогика , совместно с этикой и психологией, решает и проблемы
мотивации деятельности человека в различных ситуациях.
Философия как мировоззренческая дисциплина учит
самостоятельности мышления, развивает духовный потенциал и интеллектуальную культуру личности в целом.
Слайд 50На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в
обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся социологические исследования в
различных социальных группах (их результаты отражает дескриптивная (описательная) этика).
Право – отражает взаимосвязь законов и добродетели, которая имеет важное значение для формирования личностного миропонимания, чести и достоинства человека, ощущения им своего права быть личностью, проявляя в своих поступках истинную порядочность.
Слайд 51 Современная этика, в т.ч. и профессиональная, тяготеет
к образованию сложных междисциплинарных пересечений:
Экологическая этика - рассматривает возможности выживания
человека в условиях техногенной цивилизации.
Слайд 52Биоэтика - охватывает широкий круг проблем медицины и здравоохранения (проблемы
контрацепции и создания новых репродуктивных технологий, выработки определения состояния смерти,
проблемы самоубийства и эвтаназии, информирования и обеспечения прав пациента и ряд других).
Одна из задач биоэтики — определение «меры ответственности тех, кто принимает решения о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике» (медицинские работники, сами пациенты и их родственники, опекуны, политики, представители различных конфессий, общественности и т.п.)
Слайд 53«Профессиональная этика» - кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между
людьми, возникающих в их профессиональной деятельности.
Профессиональная этика конкретизирует общие
моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии.
Слайд 54Профессиональная этика базируется на понятиях профессионального долга, фиксирующего служебные обязанности
человека, и профессиональной чести, отражающей место и роль данной профессии
в жизни общества.
В основе профессиональной этики лежит принцип гуманизма, т.е. любая деятельность имеет смысл тогда, когда она идет на благо человека
Слайд 55Профессиональная этика - это раздел этики, формирующий нравственные требования к
поведению представителей профессий, объектом деятельности которых является человек.
В различных сферах
деятельности существуют специфические требования к этике поведения сотрудников.
Профессиональная этика сотрудников пожарной охраны является совокупностью нравственных норм и принципов, которыми должен руководствоваться сотрудник при выполнении служебных обязанностей.
Слайд 56В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей –
одно из главнейших правил профессиональной этики.
Однако некоторые особенности профессиональной
этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.
Слайд 57Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной
этики:
·свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными
полномочиями;
в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
Слайд 58при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний
всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
в своей работе нельзя допускать возникновения
внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
Следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
Слайд 59· нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от
него в пользу другого (более выгодного) заказа;
·недопустима дискриминация клиентов, партнеров,
коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.
Слайд 60Сотрудник должен соблюдать следующие профессиональные ценности:
благородство деятельности системы МЧС;
- моральная сплочённость служебного коллектива: совместная подготовка, обновление, солидарность, наличие
конечной цели, взаимное участие;
- этическая ответственность перед профессией: защита чести, достоинства, развитие этических норм, знаний в контексте миссии деятельности МЧС;
- саморазвитие: максимально использовать свои способности для полной реализации своих профессиональных компетенций
Слайд 61; - альтруизм: готовность к самопожертвованию, помогать людям, действуя с
риском для жизни;
- автономность: способность сотрудника к самостоятельному, внутреннему
регулированию поведения, основывающегося на личной свободе, суверенитете, позволяющие сотруднику оставаться приверженным долгу служебной деятельности сотрудника;
Слайд 62этическое мировоззрение личности сотрудника: самосознание, отношение к действительности, характера, профессиональных
способностей и накоп- ления профессионального опыта;
- социальное взаимодействие: проявление
чуткости к нуждам людей и общества при выполнении своих служебных обязанностей;
терпимость к взглядам и мнению других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения;
- восприятие профессиональной деятельности как ценности;
Слайд 63Сотрудник должен следовать следующим нравственным нормам и этикетным правилам служебного
и внеслужебного поведения:
- решительно и настойчиво преодолевать безнравственное поведение,
некомпетентность, профессиональное бескультурье;
- соблюдать в рамках соотношения должного и сущего моральные законы и требования между сотрудниками в сфере служебных отношений
Слайд 64; - проявлять отношение к человеку как к высшей ценности,
уважение прав, свобод, интересов и человеческого достоинства в соответствии с
международными и российскими правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
- понимать социальную значимость своей роли и высокого профессионализма, свою ответственность перед обществом и государством как сотрудника, от которого зависит защита государственного и личностного имущества, жизни и здоровья граждан;
Слайд 65- разумно и гуманно использовать права, предоставленных законом сотруднику, в
строгом соответствии с принципами справедливости гражданского, служебного и нравственного долга
соблюдать
служебную субординацию как одно из основных этических и организационных правил взаимоотношений в подразделениях МЧС России;
- служить личным примером на службе и в быту честности, неподкупности, заботы о профессиональной чести и общественной репутации сотрудника;
Слайд 66проявлять профессиональную солидарность, взаимопомощь и поддержку;
постоянно совершенствовать профессиональное мастерство,
знания в области профессиональной этики, этикета и такта, повышения общей
культуры,
развивать интеллект, креативность, необходимые в службе, используя как отечественный, так и зарубежный опыт.
Слайд 67Поддерживать достойный внешний вид, обеспечивающий моральное право сотрудника на самоуважение,
способствующее укреплению доверия граждан к профессиональной деятельности, оказывающее влияние на
поведение и поступки людей.
За нарушение профессионально-этических принципов и норм, установленных Кодексом, сотрудник несет нравственную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью
Слайд 68
Этика правоохранительных органов:
неподкупность, верность духу и букве закона;
соблюдение принципа равенства
всех перед законом;
презумпция невиновности (считать обвиняемого невиновным, пока не доказана
его вина);
использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя.
Слайд 69Этика военнослужащих:
взаимоотношения определены уставами и основное требование выражается в неукоснительном
их выполнении;
для экстремальных ситуаций существует суворовский принцип: сам погибай, а
товарища выручай;
существует и негласный кодекс «офицерской чести».
В России ряд профессионально-этических требований зафиксированы в специальных кодексах (Кодекс социального работника, принятом Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г. , Кодекс чести судей РФ, 1993 г. и др.).
Слайд 70ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной лекции мы рассмотрели ряд важных
вопросов: что такое этика, каковы ее основные категории, какова их
роль в формировании мировоззрения человека, в его адаптации к окружающему миру, каковы точки взаимодействия этики с другими фундаментальными сферами деятельности человека, с другими гуманитарными дисциплинами — педагогикой, социологией, экологией. Мы постарались отобразить имеющиеся философские обоснования ответов на эти вопросы, дать представление о психологическом фундаменте этих ответов.