Слайд 1Как научить ребенка решать задачи:
простые приёмы.
Учитель начальных классов
Боронина Ирина Николаевна
МОУ
Межозёрная СОШ
2020
Слайд 2 На протяжении многих лет учебы в школе, ученику придется решать
огромное количество задач. Сначала это будут задачи по математике, потом
они сменятся задачами по алгебре и геометрии, к ним добавятся задачи по химии и физике и т.д. Но, несмотря на кажущуюся непохожесть, в методике их решения существует много общего. Поэтому, если ученик в началь-ной школе освоит основные закономерности в подходе к решению любой задачи, почувствует, что решать задачи интересно, в старших классах на уроках алгебры и геометрии, физики и химии он будет чувствовать себя достаточно уверенно.
Слайд 3Молодец!
Как научить ребёнка решать задачи?
Для начала необходима мотивация. Ребенок должен
знать, для чего он это делает. В начальной школе ответ
на этот вопрос очевиден, математика касается чисто практических задач: вычислить площадь квадрата, узнать скорость движения автомобиля, посчитать стоимость предметов и т.д. Почти в любой профессиональной области важны знания, начиная от практического применения (будущим программистам, инже-нерам, строителям и т.д. просто необходимо знать этот предмет) заканчивая логическим мышлением и воображением, которые формирует математика.
Задачи развивают умение аналитически мыслить, что всегда пригодится в жизни человека.
Слайд 4 Существует алгоритм решения задачи
1. Прочитай задачу.
2. Составь и
запиши условие к задаче.
Выдели главный вопрос задачи.
3.
Запиши решение задачи.
4. Запиши ответ задачи.
Слайд 5 Разберём первый этап. Задачу нужно внимательно прочитать (может быть и
не один раз(!), пересказать) Ребёнок должен понять и представить жизненную
ситуацию, которая описана в задаче.
Нужно разбить текст задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание.
Можно переформулировать текст задачи, т.е. «отбросить» несущественные детали, уточнить и раскрыть смысл непонятных слов.
Ученик должен чётко определить:
- О чём задача? Что будем считать?
- Что известно в задаче?
- Что неизвестно?
- Что нужно найти? Какой главный вопрос задачи?
Слайд 6 Второй этап. Любая задача состоит из четырех частей (это ребёнок должен
запомнить и понять их значение):
1. Условие
2. Вопрос
3. Решение
4. Ответ
Условие и вопрос
задачи прорабатываем при чтении задачи.
- Выдели ключевые слова.
- Подумай, как выпишешь ключевые слова: словом, заглавной буквой,
числами I , II, III.
Было, уехало, осталось - ?.
В первом классе, во втором классе, на сколько больше - ?
У Лены, У Коли, всего - ?
Слайд 7Молодец!
Составляем и записываем краткую запись. Выделяем главный вопрос.
Краткое условие можно
составить с помощью:
а) реальных предметов,
о которых идёт речь в
задаче;
б) предметных моделей;
в) опорных слов;
Маша – 7 зн.
Таня – ? на 2 зн. больше
г) графических моделей
в виде рисунка, схемы;
д) чертежа;
е) таблицы.
Слайд 8 Третий этап. На этапе решения ученики должны понимать значение математических
терминов и соответствующие им арифметические действия.
Например, фразы «больше -
меньше на», «больше - меньше в», «на сколько больше – меньше», «во сколько больше – меньше», «сколько всего», а также «слагаемое», «уменьшаемое», «вычитаемое» и т.д. – нужно добиться четкого понимания, что это все значит. Только после этого условия задачи не будут казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.
Слайд 9 Решение любой, даже самой трудной задачи, подчиняется главному закону: по двум
данным находим третье. Учим рассуждать и выбирать способ решения. Неоднократно
обращаемся к условию задачи.
- Что известно? Что неизвестно?
- Какой главный вопрос задачи?
- Могу я сразу ответить на этот вопрос?
- Что нужно ещё знать, чтобы на него ответить?
- Стало больше или меньше? Какое арифметическое действие выберем? Что надо сделать с данными числами?
- Сколько действий в задаче? Как найди неизвестное?
- Запиши решение. Напиши пояснение.
- Напиши ответ.
На этом этапе при выполнении решения задачи можно использовать следующие виды записи:
Запись решения выражением.
Запись решения по действиям:
а) с кратким пояснением.
б) с записью вопросов.
После записи ответа необходимо вернуться к решенной задаче, многие учащиеся только после повторного анализа осознают план её решения. Конечно, повторение анализа требует времени, но это окупается.
Слайд 10 Можно использовать следующие приёмы работы:
Объяснение готового решения задачи, запись
решения по пояснению, решение другим способом.
Составление различных выражений по данным задачи;
объяснение, что обозначает то или иное готовое выражение; выбор тех выражений, которые являются ответом на вопрос задачи.
Изменение вопроса задачи, без изменения условия; изменение условия, без изменения вопроса; изменение и того, и другого, ранее решенной задачи. Составление обратной задачи.
Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась другим действием, двумя или более действиями.
Завершение начатого решения задачи.
Определение лишнего или недостающего действия в решении задачи.
Составление аналогичной задачи с измененными данными. Можно подобрать подходящую по смыслу и содержанию логическую задачу.
Обычно решение задач сводится к некоторому набору стандартных шаблонных упражнений (используйте памятки)
Слайд 11
Можно добавить, что наибольший эффект в развитии школьников в процессе
обучения решению задач может быть достигнут в результате систематического использования
на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач, направленных на развитие логического мышления. Решение нестандартных задач и задач повышенной сложности расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до автоматизма: решении простейших примеров, в изучении таблицы умножения, дробей и т.д.
И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ.
26.08.2020