Разделы презентаций


Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013

Содержание

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013

Слайд 2 Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова

«лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука,

изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?  Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от

Слайд 3Алгоритм написания сочинения С2.
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Шаг

1. Знакомимся с высказыванием

Алгоритм написания сочинения С2.Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Слайд 4Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт

речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах

выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.Примерные ответы:о богатстве, выразительности, точности

Слайд 5 Во вступлении необходимо:
· сформулировать позицию автора высказывания;
· выразить

своё отношение к ней.
Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:· сформулировать позицию автора высказывания; · выразить своё отношение к ней.Шаг 3. Оформляем вступление

Слайд 6Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
·

автор анализирует
·

характеризует
· рассуждает
· отмечает
· доказывает
· сравнивает
· сопоставляет
· противопоставляет
· называет
· описывает
· разбирает
· подчёркивает
· ссылается на...
· останавливается на ...
· раскрывает содержание
· отмечает важность
· формулирует
· касается
· утверждает
· считает, что ...
· и т.д.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:·

Слайд 7Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие

слова:
·

действительно
· на самом деле
· не могу не согласиться с автором высказывания
· я полностью согласен с ...
· вынужден согласиться с ...
· я разделяю точку зрения автора высказывания
· я поддерживаю мнение автора
· бесспорно мнение автора о том, что ...
· и т.д.
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:·

Слайд 8Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно

применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего

такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например:    К.Г.Паустовский

Слайд 9или:
Высказывание К. Г. Паустовского

я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы

не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
или:      Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной,

Слайд 10Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в

тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя

... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)Обратимся к

Слайд 11
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример,

нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его

значение и указать роль в тексте.

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

Основная часть

примеров должно быть 2;примеры должны быть из указанного текста;приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но

Слайд 12Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия.

Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами,

имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Например: Аргумент 1.  Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое

Слайд 13Аргумент 2.
Русский

язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в

русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Аргумент 2.        Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы

Слайд 14 В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как

правило, в заключении говорится о том же, о чём во

вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.

Шаг 5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.Как правило, в заключении говорится о том же,

Слайд 15Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что

в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых

сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Например:Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова

Слайд 16ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1. Тезис (формулируем позицию автора

и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример

№1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки.
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему   1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к

Слайд 17Образец сочинения-рассуждения по проекту демоверсии 2013

Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского,

который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. (204 слова)
Образец сочинения-рассуждения по проекту демоверсии 2013        Не могу не согласиться

Слайд 18Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 4
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая

смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между

наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Сочинение-рассуждение
Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 4Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича

Слайд 19Примеры лексических и грамматических явлений по тексту В.Г. Распутина
Примеры лексических

явлений.
В предложении 10 употреблён фразеологизм наваливалась тоска. Фразеологизмы --

это устойчивые сочетания слова, придающие речи образность, выразительность. Используемый автором фразеологизм очень точно характеризует эмоциональное состояние мальчика, который тоскует по дому, потому что никогда ещё до этого не разлучался с семьей. Ему тяжело оттого, что все кругом чужое и враждебное, что он постоянно недоедает и просвета никакого в жизни нет. Фразеологизм помогает автору сказать обо всем этом кратко и вместе с тем эмоционально выразительно.
В предложении 3 употреблено разговорное слово шпарил, которому в данному тексте соответствует стилистически нейтральный синоним говорил. Употребление разговорного слова придает тексту образность, точность. Герой, прекрасно зная правила и французские слова, произносил их быстро, со спешкой -- именно шпарил, а не просто говорил.
И наконец третий пример лексического явления из текста В. Распутина. В каком значении употреблено слово колено в предложении 2? Понятно, что в значении поколение. (Пройдитесь по ссылке в моем блоге и посмотрите историю этого слова). В сочинении же надо написать о том, что в русском языке есть однозначные и многозначные слова. Значение многозначного слова определяется в контексте. В данном случае имеется в виду: колено -- значит поколение.
Примеры лексических и грамматических явлений по тексту В.Г. РаспутинаПримеры лексических явлений. В предложении 10 употреблён фразеологизм наваливалась

Слайд 20Примеры грамматических явлений.
В данном тексте используются предложения с однородными

членами: с однородными обстоятельствами (предложение 3), однородными сказуемыми (предложение 15).

Однородные члены помогают охарактеризовать предмет, признак или действие конкретно, точно и образно.
Предложение 19 в данном тексте бессоюзное. Первая часть в нем безличное предложение, вторая -- личное двусоставное и третья -- определенно-личное. Использование этих конструкций точно передаёт мысли героини, позволяет лаконично и эмоционально выразить то, о чём она думает, заявить о своем решении безапелляционно.
Примеры грамматических явлений. В данном тексте используются предложения с однородными членами: с однородными обстоятельствами (предложение 3), однородными

Слайд 21При создании данной презентации были использованы материалы статьи Крюковой М.А.
http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/2013.html

При создании данной презентации были использованы материалы статьи Крюковой М.А.http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/2013.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика