Слайд 1Как подготовить школьников
к ОГЭ по ГЕОГРАФИИ
в 2019/20 учебном
году
Слайд 2В ОГЭ по географии в 2020 году произошли изменения.
Читайте в рекомендации,
как организовать подготовку,
научить школьников работать с картами и помочь избежать типичных ошибок.
Слайд 3
Что изменилось в КИМ
В КИМ ОГЭ по географии в 2020
году изменили последовательность заданий и форму записи ответа в заданиях
2, 3, 14, 15, 21, 22, 24, 26.
Также включили мини-тест из трех заданий 27–29, который проверяет сформированность умений работать с текстом географического содержания.
Максимальный балл снизили с 32 до 31.
Уменьшилось количество заданий, в которых нужно выбрать один ответ из предложенных вариантов.
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.
На ее выполнение отводится 2,5 часа (150 минут).
Каждое задание относится к определенной теме.
Слайд 4Задания 1. Географические особенности природы и народов Земли
Задания 2. Географическое
положение России
Задания 3. Особенности природы России
Задания 4, 14–15, 22–26. Особенности
природы,
населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России
Задания 5–6. Чтение и анализ карт
Задания 7. Географические координаты
Задания 8. Географические явления и процессы в
геосферах
Тематика заданий
Слайд 5Задания 9. Расстояние на карте
Задания 10. Направление на карте
Задания 11.
Чтение карт различного содержания
Задания 12. Чтение и анализ карт
Задания 13.
Существенные признаки географических объектов и явлений
Задания 16. Выявление эмпирических зависимостей
Задания 17. Географические следствия движений Земли
Задания 18. Чтение и анализ карт
Задания 19. Поясное время
Тематика заданий
Слайд 6Задания 20. Географические объекты и явления
Задания 21. Особенности природы России
Задания
27–29. Анализ информации о разных территориях Земли
Задания 30. Выявление существенных
признаков географических объектов и явлений
Тематика заданий
Слайд 71. Изучить кодификатор, спецификацию и демоверсию экзаменационной работы
Все эти документы
ежегодно готовит Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) и размещает на
сайте в открытом доступе.
Как организовать подготовку
Слайд 82. Разобраться в критериях оценивания заданий
Критерии оценивания заданий приведены в
демоверсии.
Чтобы вы понимали, как эксперты будут оценивать работы и
на что обратить внимание, разберите критерии оценивания на реальных работах.
Как организовать подготовку
Слайд 93. Проработайте диагностические работы в формате ОГЭ
Работа с типовыми заданиями поможет
определить пробелы в знаниях, чтобы индивидуализировать дальнейшую работу.
Необходимо закрепить
на занятиях значимые и сложные темы по данному предмету.
Как организовать подготовку
Слайд 104. Используйте задания из открытого банка заданий ОГЭ
Эти задания можно использовать как
для работы на уроке, так и для самостоятельной подготовки.
Для
этого педагоги рассказывают школьникам о банке заданий и учат им пользоваться.
Как организовать подготовку
Слайд 115.Включите в повторение все элементы содержания, которые проверяют задания экзаменационной
работы
Все элементы содержания, которые вынесены на проверку на экзамене, можно
найти в кодификаторе ФИПИ.
Необходимо повторение тем, которые проходили в курсе географии с 5-го по 8-й класс.
Как организовать подготовку
Слайд 12Пример тем
В заданиях 8 и 9 нужно определять направления и
расстояния по карте.
Для этого нужны знания, которые школьники получают
в 5-м классе, когда изучают тему «Масштаб».
К 9-му классу материал 5-го класса забывается, поэтому необходимо включить повторение этой темы в план подготовки.
Слайд 13Как организовать подготовку
6. Научить распределять время
Обсудите с учениками хронометраж, сколько
времени отводится на выполнение каждой части экзамена.
Девятиклассники должны уметь
распределять свое время, чтобы успеть написать и проверить работу перед тем, как сдать ее.
Слайд 14Как организовать подготовку
7. Организовать совместную работу с преподавателем математики
Часть заданий в
КИМ по географии предполагает математические вычисления.
Полезно провести в 9-х
классах интегрированные уроки.
Слайд 15Как организовать подготовку
8. Научить выстраивать логические цепочки и аргументировать
Для ответа
на большинство экзаменационных вопросов школьники должны уметь строить логические рассуждения.
Также задание 12 требует развернутого ответа с аргументацией.
Поэтому необходимо включить в план подготовки разбор и решение логических заданий.
Важно обратить внимание школьников на то, что можно приводить аргументы не только «за», но и «против».
Слайд 16
Пример рассуждения
Задание 12
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада.
Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а
летом почва лучше всего прогревается солнцем.
Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод.
Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям.
Для обоснования вашего ответа приведите два довода.
Слайд 18
Пример рассуждения
Ответ.
Фермеру нужно возить урожай на консервный завод, значит,
рядом должна быть дорога.
Участок 3 не подходит, так как
он далеко от дороги. Шоссе близко к участкам 1 и 2.
Участок 1 расположен возле леса, значит, снег весной будет сходить медленнее.
А участок 2 имеет южную экспозицию склона, значит, снег будет сходить быстрее.
Лучше всего фермеру походит участок 2.
Слайд 19Как научить школьников работать с картами
Чтобы получить высокий балл за ОГЭ по
географии, девятиклассники должны уметь работать с картами. Несмотря на то
что на экзамене можно пользоваться атласами за 7–9-е классы любых издательств, школьники не справляются с заданиями, в которых нужно уметь анализировать карты.
Ученики не умеют:
находить нужные для работы карты;
читать карты;
сопоставлять карты.
Слайд 20Как научить школьников работать с картами
Поиск карт
Чтобы начать работу с
картой, ученик должен найти нужную.
Большинство «слабых» школьников испытывают трудности
не с анализом, а с поиском карты, которая поможет выполнить задание.
Необходимо просмотреть атласы вместе с учениками и разъяснить, какие задания с помощью каких карт можно решить.
Слайд 21Как научить школьников работать с картами
Типы карт в атласах
Слайд 22Как научить школьников работать с картами
Типы карт в атласах
Слайд 23Как научить школьников работать с картами
Типы карт в атласах
Слайд 24Как научить школьников работать с картами
Типы карт в атласах
Слайд 25Как научить школьников работать с картами
Совет:
с начала подготовки к экзаменам
у каждого девятиклассника, который сдает географию, должен быть собственный комплект
атласов. Это поможет ученику привыкнуть к постоянной работе с конкретными материалами, научиться ориентироваться в картах.
Слайд 26Как научить школьников работать с картами
Чтение карт
Еще одна трудность, с
которой сталкиваются выпускники – чтение карт.
На экзамене нужно уметь
не только работать со своими атласами, но и с картами из заданий.
Слайд 27Как научить школьников работать с картами
Слайд 28Как научить школьников работать с картами
Задание 5
Какой из перечисленных городов,
показанных на карте, находится в зоне действия циклона:
1) Новороссийск;
2) Салехард;
3)
Благовещенск;
4) Тюмень.
Слайд 29Как научить школьников работать с картами
Задание 6
Карта погоды составлена на
27 апреля.
В каком из перечисленных городов, показанных на карте,
на следующий день наиболее вероятно существенное потепление:
1) Благовещенск;
2) Абакан;
3) Петрозаводск;
4) Элиста.
Слайд 30СОВЕТ
На уроках географии, необходимо проработать условные обозначения на географических картах
и повторить информацию об атмосферных явлениях. Например, девятиклассники должны понимать,
что направление атмосферного фронта определяется по направлению треугольников или кругов на карте.
Слайд 31
Сопоставление карт
Школьники должны уметь сопоставлять несколько карт, чтобы дать верный
ответ. Проверьте, могут ли они проводить сопоставительный анализ карт.
Слайд 32
Примеры заданий и рассуждений
Задание 4
Студентам-географам для проведения исследований нужно посетить
самый северный участок степи в Европейской части России. Какой из
перечисленных заповедников следует посетить студентам:
1) Кандалакшский;
2) Приокско-Террасный;
3) Таймырский;
4) Астраханский.
Чтобы ответить на вопрос, девятиклассники должны использовать информацию из двух карт в атласе 8-го класса – карту природных зон и карту особо охраняемых природных территорий.
Слайд 33
Примеры заданий и рассуждений
Задание 14
Снежные лавины – одно из наиболее
грозных и опасных природных явлений.
В каких двух из перечисленных
регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность?
Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные регионы:
1) Калининградская область;
2) Республика Северная Осетия – Алания;
3) Астраханская область;
4) Архангельская область;
5) Камчатский край.
Снежные лавины сходят в горах, значит, нужно определить, какие регионы расположены в горах.
Для этого понадобится сопоставить карты «Физическая карта России» и «Административно-территориальное деление России».
Слайд 34Как избежать типичных ошибок на экзамене
Много ошибок школьники совершают из-за
невнимательности.
Поэтому нужно обращать внимание учеников на формулировки заданий.
Ученики
должны внимательно прочитать задание и понять, что от них требуется.
Задание 8
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Слайд 35Как избежать типичных ошибок на экзамене
Расположите показанные на рисунке слои
горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого
древнего).
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр:
1) известняк;
2) суглинок с валунами;
3) кварцит.
Слайд 36Задание 19
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их
жители встречают Новый год.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр:
1)
Республика Коми;
2) Челябинская область;
3) Хабаровский край.
Слайд 37В заданиях этого типа школьники часто ошибаются, потому что невнимательно
читают вопрос.
Вместо последовательности от самого молодого до самого древнего
записывают последовательность от самого древнего до самого молодого, путают формулировки «моложе – старше», «больше – меньше».
Слайд 38Часто ошибаются девятиклассники в заданиях на измерения из-за неправильно приложенной
линейки.
Нужно обратить внимание учеников, что все измерения проводятся от
центра до центра условного знака.
Ошибка в несколько миллиметров, когда ученик измеряет от начала первого условного знака до конца второго, приводит к неверному ответу.
Слайд 39Пример измерений
Определите по карте расстояние на местности по прямой
от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков.
Полученный результат округлите до десятков метров.
Ответ запишите в виде числа.
Слайд 42В первом случае измерения проведены верно: от центра одного условного
знака до центра другого.
Во втором случае измерения проведены от
конца одного условного знака до конца другого.
Разница в измерениях составила 0,5 см.
Когда ученик переведет ответ в метры, разница составит 500 метров
Слайд 43В заданиях 22 и 23 девятиклассники допускают ошибки в математических
вычислениях.
Особое внимание нужно обратить на то, что величина естественного
и миграционного прироста может получиться отрицательной.
Очень часто в ответах дети «теряют» минус.
Также необходимо запомнить, что всегда из «прибыли» нужно вычитать «убыль»: из показателя рождаемости показатель смертности, из числа въехавших число выехавших.
Слайд 45Задание 22
В каком году из показанных на графике на постоянное
место жительства в Россию из других стран въехало наибольшее число
людей?
Задание 23
Определите величину миграционного прироста населения России в 2016 году.
Ответ запишите в виде числа.
Тяжело даются ученикам вопросы, связанные с определением стран или регионов по описанию.
Это типовое задание 30 в КИМ.
Слайд 46Определите регион России по его краткому описанию.
Эта область расположена в
Европейской части страны и граничит с зарубежными странами.
Большая часть
ее территории расположена за полярным кругом.
Большое значение имеет наличие на ее территории железных руд и руд цветных металлов.
На территории области работает крупная АЭС.
Слайд 47Чтобы справиться с этим заданием, девятиклассники должны обращать внимание на
то, что ключевым является каждое предложение.
В каждом есть подсказки.
Для ответа на вопрос также можно и нужно использовать атласы.
Например, в примере задания выше есть описание расположения региона по отношению к государственной границе.
Значит, чтобы определить регион, нужна карта административно-территориального деления России.
Слайд 48Чтобы ученикам было проще подготовиться к ОГЭ по географии, раздайте им памятки.
Воспользуйтесь готовым образцом ниже.
Памятка «На что обратить внимание на ОГЭ по географии»
Слайд 50
Так же памятка дана отдельным файлом, распечатайте и используйте при
подготовке
И удачи!!!
По материалам публикации
Мария Бескоровайная, учитель географии ГБОУ СОШ города
Москвы