Слайд 1Как проявляется существование двух( нормальной и патологической) программ действия в
речевой функциональной системе при невротическом заикании? Каковы условия их проявления
Выполнила
студентка группы ЗФ-309-101-3-1Мсс Кабирова Лейла Тагировна
Слайд 2Исследователи выделяют две клинические формы заикания - невротическую и неврозоподобную,
которые обусловлены разными патогенетическими механизмами.
Для невротической формы заикания характерны следующие
особенности:
заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет
наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения
преимущественно психогенное начало речевой патологии (острая или хроническая психическая травма)
большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения
возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.)
Слайд 3
Первой причиной и условием появления невротической формы заикания служат патогенные эмоциональные факторы
внешней среды. Острая или хроническая психическая травма, переживаемая ребенком, находится
в непосредственной связи с появлением “речевых” судорог. Это свидетельствует о первенствующем значении гиперактивации эмоциогенных структур мозга при этой форме заикания.
Слайд 4Для появления заикания необходимы дополнительные условия. Такими условиями являются: “предрасположенность”
(уязвимость) специфических речевых структур к появлению патологических реакций.
Такая “предрасположенность” связана
главным образом с врожденными особенностями речевых структур мозга.
Слайд 5Сам факт появления судорожных речевых запинок у детей свидетельствует о
возникновении патологической функциональной системы речи.
Патологически усиленное возбуждение эмоциогенных структур мозга
таких детей и формирующаяся патологическая система речи подавляется тормозящими влияниями центральной нервной системы. В этих случаях заикание наблюдается как эпизод, или имеется спонтанное регредиентное течение заикания. В других случаях своевременные адекватные коррекционные воздействия способствуют нормализации речи.
У части детей имеется низкий уровень компенсаторных возможностей мозга. В этих случаях быстро формируется патологическая функциональная система речи. Она начинает подавлять нормальную функциональную речевую систему, которая до этого развивалась у ребенка так, казалось бы, успешно.
Генератор патологически усиленного возбуждения в эмоциогенных структурах мозга и формирующаяся патологическая система речи нарушают нормальные адаптивные формы перестройки нервной системы. Это ведет к развитию патологического процесса и дальнейшей дезинтеграции деятельности мозга в целом, что проявляется в хронификации заикания.
Слайд 6Любое усиление эмоционального возбуждения (неправильное поведение родителей, перегруженность ребенка впечатлениями
и т.п.) ухудшают состояние центральной нервной системы, способствует “закреплению” патологической
функциональной системы речи.
Формирование у заикающихся детей новой патологической системы речи на фоне уже развившейся функциональной системы речи создает особые условия взаимовлияния и функционирования каждой из них.
Слайд 7Так, нормальная функциональная речевая система не останавливается в своем развитии:
продолжают формироваться звукопроизношение и фонематическое восприятие, обогащается словарь, уточняются и
усложняются грамматические категории, речевое общение у заикающихся детей дошкольного возраста практически мало отличается по интенсивности от нормы. В то же время наличие заикания отрицательно влияет на формирование монологической речи в старшем дошкольном возрасте. Дети с невротической формой заикания хуже используют в устной монологической речи имеющийся в их распоряжении лексический и грамматический материал, начинает искаженно развиваться планирование монологической речи, с возрастом эта тенденция становится ярко выраженной.
Слайд 8Электрофизиологические исследования речевых мышц, дыхания и других показателей функциональной системы
речи указывают на то, что речедвигательная активность мышц и координаторные
взаимоотношения между речевым дыханием и артикуляцией при невротическом заикании у дошкольников имеют принципиальное сходство с нормой. Это свидетельствует о наличии у заикающихся детей этой клинической группы нормальной программы действия в функциональной системе речи.
В то же время эти показатели более неустойчивы, чем в норме, легко нарушаются при усложнении речевой задачи. Все эти явления можно трактовать как отрицательное влияние патологической речевой системы на нормальную речевую систему.
Слайд 9Патологическая речевая система с конечным результатом — заиканием — также
испытывает тормозящее влияние со стороны нормальной функциональной речевой системы: в
периоды усиления защитных механизмов мозга и уменьшения в силу этого активности патологической детерминанты (активности эмоциогенных структур мозга) речь заикающихся становится плавной.
Слайд 10Сосуществование двух речевых систем — патологической и нормальной — при
невротической форме заикания отчетливо прослеживается даже при тяжелой степени этой
речевой патологии. На фоне речи, искаженной речевыми судорогами и патологическим выбором лексических средств, наблюдаются короткие периоды плавной речи в любом возрасте и при любой длительности течения заикания.
Слайд 11У подростков с невротической формой заикания (11-12 лет) развивается логофобия,
т.е. вторичная невротическая патологическая реакция. Они снижают количество и качество
общения. Наличие речевого дефекта становится для заикающихся психотравмирующим обстоятельством.
Логофобия начинает доминировать, а судорожные речевые запинки отходят как бы на второй план. Даже мысленное представление ситуации речевого общения вызывает у таких лиц резко выраженные вегетативные расстройства. Произнесение в такие моменты (т.е. при отсутствии реальной речевой ситуации) индифферентных по значению слов характеризуется патологическими отклонениями во многих физиологических показателях (пульс, дыхание, кожно-гальваническая реакция, фоновая и сократительная активность речевых мышц).
Слайд 12У взрослых заикающихся нередко вторичные детерминанты, связанные со страхом речи,
могут играть роль доминанты, что клинически выражается сильным страхом речи
при относительно легкой степени заикания. Эти особенности взаимоотношений собственно речевой патологической системы, нормальной речевой системы и системы патологического психологического реагирования во многом объясняют значительные трудности реабилитации взрослых заикающихся. Коррекционные педагогические воздействия, направленные лишь на снятие судорожных речевых запинок, у взрослых оказываются недейственными или эффективными лишь на короткое время.
Слайд 13При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на
снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов
и различных психотерапевтических приемов, от стресс-терапии, гипноза до аутогенной тренировки. Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.