Слайд 1Как работает рынок. Закон спроса
Слайд 3График (кривая спроса)
зависимость между ценой телефона и количеством телефонов, которые
хотели бы купить покупатели.
Спрос – зависимость между ценой товара
и его количеством, которое готовы купить покупатели в данном месте в данное время.
Слайд 4График: убывающая зависимость.
Закон спроса: при прочих равных условиях по
низким ценам спросят товара больше, чем по высоким ценам.
Слайд 5В основе закона спроса:
здравый смысл
принцип убывающей предельной полезности
эффект дохода
(снижение цены – увеличение реального дохода покупателя)
- эффект замещения (при
выборе из двух товаров
Слайд 6Спрос и величина спроса
Величина спроса – объем товара определенного вида
(в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести
на протяжении определенного периода (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
Спрос – сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
Слайд 7Спрос
На графике:
Спрос – множество точек на кривой
Величина спроса - одна
точка на кривой, соответствующая данной цене.
Причина изменения величины спроса
(скольжение по кривой спроса) – ценовой фактор
Слайд 8Спрос показывает:
какой может быть величина спроса при любой цене.
Причина
изменения спроса - изменение неценовых факторов.
Слайд 9Неценовые факторы спроса:
изменение вкусов и предпочтений
изменение доходов покупателей
изменение цен на
сопряженные товары
ожидания изменений цен или доходов
количество покупателей на рынке
Слайд 10Сопряженные товары – субституты и комплементы (заменители и дополняющие товары).
Слайд 11Изменится ли количество ваших покупок сегодня, если вы узнаете, что
доходы вашей семьи значительно возрастут в ближайшем будущем?
Слайд 13Эластичность спроса – показатель, который говорит о том, насколько сильна
зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены
на него.
Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на один процент.
Слайд 14Изменение числа покупок (в %)
Изменение цены (в %)
Эластичность спроса равна
относительному изменению величины спроса, деленному на относительное изменение цены.
Коэффициент ценовой
эластичности спроса
Слайд 15Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина
спроса на него изменится более чем на 1%.
Товары с эластичным
спросом:
предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор);
легкозаменяемые товары (отдельные виды мяса, фруктов).
Слайд 16Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина
спроса на него изменится менее чем на 1%.
Товары с
неэластичным спросом:
предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон);
товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета
труднозаменяемые товары (бензин…)
Слайд 17С помощью коэффициента эластичности можно найти ответ на вопрос о
том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов
фирмы
Слайд 19Кривая предложения – показывает, какое количество товаров или услуг продавцы
предложат на продажу по различным ценам в данном месте и
в данное время
Слайд 20Предложение
Величина предложения – то количество товара (услуг), которое продавцы
способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте
и в заданное время.
Предложение - сложившаяся в определенный период зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан
Слайд 21Закон предложения: чем выше цена, тем больше величина предложения товара;
чем ниже цена, тем величина предложения меньше.
Слайд 22В основе закона предложения лежат факторы:
Для производителя цена – стимул.
Предприниматели
из других отраслей также устремляются в прибыльную отрасль (предложение товара
будет увеличиваться)
Слайд 23Величина предложения – количество товара, которое продавцы готовы продать по
данной цене (единственная точка на кривой при данном уровне цены)
Предложение
– множество точек на кривой.
Слайд 24Факторы, влияющие на предложение
цены на ресурсы
технологии производства
налоги и дотации
количество продавцов на рынке
ожидания продавцов
Слайд 25Эластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения (в
%) при изменении цены на один процент.
Ценовая эластичность –
величина положительная, т.к. при увеличении цены объем предложения тоже возрастает и наоборот.
Рынок рыбы
Рынок мобильных телефонов
Рынок сезонных овощей
Слайд 27
При цене в 25 р. величина спроса совпадает с величиной
предложения, т. е. будет достигнуто равновесие спроса и предложения. Эту
цену называют равновесной ценой , т. е. при этой цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются.
Слайд 28Равновесная цена - цена, позволяющая продать весь объем товаров, который
изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.
Слайд 29Этот график иногда называют «ножницами Маршалла» в честь Альфреда Маршалла,
который обобщил и систематизировал различные исследования своих предшественников, касающиеся спроса,
предложения и ценообразования, создал на их основе единую теорию, используя при этом графический метод анализа. Графически процесс формирования цены, по Маршаллу, выглядит как некое подобие ножниц, которые режут, потому что у них два лезвия: спрос и предложение.
Слайд 30Точка пересечения показывает рыночное равновесие.
Избыток товара на рынке возникает, если
рыночная цена выше равновесной.
Дефицит товара на рынке возникает, если рыночная
цена ниже равновесной.
Слайд 31Дефицит - ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне
цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой
цене согласны предложить к продаже.
Слайд 32Избыток (затоваривание) – ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем
уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем
покупатели готовы купить при такой цене.
Слайд 33Ситуация избытка товара приводит к следующему:
продается лишь часть предложенных
на рынок товаров;
выручка от продаж оказывается меньше, чем нужно
изготовителям (продавцам) для покрытия собственных затрат и продолжения производства товаров.
Ситуация дефицита товаров приводит:
к длительным поискам дефицитного товара;
к очередям.
Слайд 34Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием
столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения
извне.
Цены – главный источник информации о положении дел на рынке:
цены повышаются, значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
цены снижаются, значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
цены остаются почти неизменными, значит, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.
Слайд 35ВЫВОДЫ:
Необходимо устранять препятствия для свободного формирования спроса и предложения на
рынках под влиянием интересов всех покупателей и продавцов.
Не следует создавать
препятствия для работы рыночных механизмов, например «замораживать» цены, поскольку это не даст рынку достичь равновесия и на нем надолго сохранится ситуация либо дефицита, либо избытка товаров.
Слайд 36Задача 1
Как повлияет при других равных условиях увеличение в 1,5
раза доходов населения на спрос следующих товаров?
перловая крупа;
красная икра;
компьютеры;
соль.
Слайд 37Задача 2
На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров:
линия спроса D переместилась в
новое положение D1 (P –цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть
вызвано в первую очередь:
1) снижением доходов потребителей
2) увеличением налогов на производителей телевизоров
3) удешевлением технологии производства телевизоров
4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
Слайд 38Как повлияет каждое из следующих событий при всех других равных
условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного
производства?
1. выросли цены на газированные напитки;
2. упали цены на импортные консервированные соки;
3. появление на местном рынке новой марки водки.
Задача 3
Слайд 39Задача 4
На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия
спроса D1 переместилась в новое положение D2 (P – цена товара, Q – объём
спроса товара).
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
ростом числа производителей строительных материалов;
введением нового налога для производителей;
совершенствование;
ожиданием повышения цен на строительные материалы.
Слайд 40Задача 5
На рисунке отражена ситуация на рынке детского питания:
линия спроса D переместилась
в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может
быть вызвано в первую очередь:
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
совершенствованием технологии изготовления детского питания;
усилением конкуренции производителей;
снижением рождаемости в стране;
Ростом доходов производителей детского питания
Слайд 41Задача 6
На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия
спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение
может быть вызвано в первую очередь:
ростом доходов производителей табака;
изменением предпочтений людей;
совершенствованием технологии производства табачных изделий;
усилением конкуренции производителей.
Слайд 42Задача 7
На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой химии:
линия предложения S переместилась
в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это перемещение
может быть вызвано прежде всего:
слухами о вреде бытовой химии для здоровья;
наступлением сезона отпусков;
появлением аналогичных средств на основе природных компонентов;
сокращением издержек производства бытовой химии.
Слайд 43Задача 8
На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы:
линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это изменение может быть связано прежде всего:
с совершенствованием технологии разведения рыбы;
с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств;
с популяризацией в СМИ блюд из рыбы;
с повышением цен на другие продукты, содержащие белок.
Слайд 44Задача 9
На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики. Линия
предложения S переместилась в новое положение S1 (P — цена товара, Q — объём предложения товара).
Это перемещение
может быть связано в первую очередь с:
1) увеличением доходов потребителей;
2) сокращением количества потребителей;
3) снижением налогов на производителей косметики;
4) закрытием ряда косметических фирм.
Слайд 45Задача 10
На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут и пшеница
и гречиха. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в
связи с тем, что люди узнали о ее целебных свойствах. Как это может отразиться на предложении пшеницы?
Изменение цен на другие товары, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов, также способно сместить кривую предложения. Повышение цен на гречиху приведет к тому, что производители станут большую площадь отводить под посевы гречихи и меньшую площадь засевать пшеницей. Следовательно предложение пшеницы сократится и кривая предложения переместится влево.
Слайд 46Задача 11
За последние годы в Москве появилось много новых кафе
и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на московском
рынке услуг общепита?
Увеличение числа новых продавцов естественным образом увеличило предложение услуг общепита, следовательно, кривая предложения на этом рынке переместилась вправо.