Слайд 1Как улучшить существующие практики: стратегия изменений
Модуль15 С
Слайд 2Что такое качество медицинской помощи?
Качество медицинской помощи - это
использование медицинской науки и технологий с наибольшей пользой для здоровья
человека без увеличения риска. Иначе говоря, уровень качества - это достижение баланса между выгодой и риском
Donabedian A, 1980
Слайд 3Некоторые проблемы качества
Различный уровень качества помощи
Различия в медицинской практике (национальные,
региональные, между различными медицинскими учреждениями)
Недостаточная помощь
Отсутствие необходимой помощи
Чрезмерная
помощь
Ненужное лечение
Неоправданно высокая стоимость
Неправильное оказание помощи
Инвалидность или смерть
Неравенство качества при оказании помощи
Для этнических и расовых меньшинств
AHRO, 2002
Слайд 4Концепция непрерывного улучшения качества медицинской помощи
Непрерывное улучшение качества –
это совокупность мероприятий по созданию стандартов и протоколов, последующему мониторингу
их выполнения с целью обеспечения максимальной безопасности и улучшения качества медицинской помощи
Curtis P. McLaughlin, Arnold D. Kaluzny, 2006
Слайд 5Определения
Стандарт ухода – формальное определение действия или практики, которой
должны следовать медицинские работники в одинаковых (схожих) клинических ситуациях
Клинические руководства (протоколы) - «систематически разрабатываемые правила, которые помогают практикующему врачу и пациенту принять решение об использовании надлежащей медицинской помощи в определенных клинических обстоятельствах»
Государственный приказ - документ, подтверждающий законность руководств (протоколов)
Field MJ, Lohr KN, 1990
Слайд 6Клиническое руководство (протокол)
Содержит рекомендации, основанные на доказательствах, для медицинских работников
по вопросам лечения и ухода
Используется для внедрения эффективных (в т.ч.
низкозатратных) технологий в практику
Используется для оценки клинической практики медицинских работников
Используется для обучения медицинских работников
Помогает пациентам принять информированное решение
Способствует улучшению понимания между медицинскими работниками и пациентами
Используется при проведении внешнего аудита
Woolf SH, Grol R et al, 1999
Field MJ, Lohr KN, 1990
Слайд 7«Для чего» – Цель
«Для кого» – Пользователь
«Кто» – Исполнитель
«Что» –
Содержание
«Где» – Местонахождение
«Как» – Финансовые вопросы
Структура руководства (протокола)
Слайд 8Определение барьеров, препятствующих внедрению
Внутренние и/или внешние
Мероприятия для внедрения
Группа преподавателей
Стратегия внедрения
Распространение
Бесплатное распространение
Активные мероприятия по обучению (учебные курсы, печатные материалы,
СМИ и т.д.)
Мониторинг внедрения
Регулярное обновление
SIGN, 2004
Внедрение руководств (протоколов)
Слайд 9Клинический аудит
“Клинический аудит – это процесс улучшения качества, целью которого
является совершенствование ухода за пациентами и улучшение исходов лечения посредством
систематического обзора лечения и его сравнения с четкими критериями и внедрением изменения. Аспекты структуры, процесса и исхода лечения выбираются и систематически сравниваются с четким критерием”
NHS/CGST, 2005
“Благодаря исследованию мы узнаем что нужно делать правильно, а аудит позволяет сделать это правильно.”
Smith R, 1992
Слайд 10(1)
Наблюдение за медицинской практикой
(2)
Определение стандартов
(3)
Сопоставление практики со стандартами
(4)
Внедрение изменений
(1)
Определение проблемы
(2)
Выявление
причин
(3)
Реализация решения
(4)
Оценка результатов реализации решения
Спираль аудита
NICE, 2002
Слайд 11Виды аудита
Базовый клинический аудит
Подборка документации
Проспективный аудит
Тематический аудит
Мониторинг
нежелательных результатов
NICE, 2002
Слайд 12Уровни аудита
Местный
Региональный или национальный
Международный
NICE, 2002
Слайд 13Принципы/шаги аудита
Выбор темы/вопроса для аудита
Формирование команды для проведения аудита
Постановка
задач и стандартов аудита
Учет этических норм
Планирование и сбор данных
Анализ
полученных данных
Подготовка отчета
Внедрение изменений и проведение повторного аудита
UBHT, 2005
Слайд 14Сбор данных
Какие данные необходимо собрать?
Нужны только те данные, которые
смогут ответить на вопросы аудита
Источники данных:
Рутинно собираемые данные
Истории болезней
Прямое наблюдение
Анкетирование персонала или пациентов
Кто будет заниматься сбором данных?
Управление данными
Компьютерные программы Microsoft Access®, Epi Info®, Microsoft Excel®
Анализ данных
Общая статистика (проценты и средние величины)
Графики
NICE, 2002
RCOG, 2003
Слайд 15Выводы (1)
Непрерывное улучшение качества направлено на сохранение самого лучшего в
существующей системе здравоохранения
Клинические руководства (протоколы) составляют неотъемлемую часть ведения пациента
Клинические
руководства (протоколы) разрабатываются с учетом доказательств для улучшения ухода за пациентом и исхода лечения
Слайд 16Выводы (2)
Аудит помогает улучшить качество работы
Без надлежащего контроля мы не
можем быть уверены в результатах наших индивидуальных и коллективных усилий
Слайд 17Стратегия изменений
Что необходимо предпринять, чтобы улучшить качество лечения?
Слайд 18Мы все!
Используем различные подходы к лечению пациентов
Привыкли проводить стандартный набор
процедур
Рутинно и непроизвольно исполняем свои обязанности, следуя устоявшейся схеме
Слайд 19Вспомните случай, когда Вы пережили серьезное изменение
Каким было Ваше первое
впечатление о предлагаемых изменениях?
Какие трудности Вы испытывали на разных этапах
внедрения?
Что помогло Вам внедрить эти изменения?
Было ли трудно осуществлять эти изменения?
Слайд 20Почему люди сопротивляются изменениям?
Дополнительные расходы
Большой объем работы
Опасность
Конфликт интересов
Боязнь неудачи
Боязнь
возникновения беспорядка
Слайд 21Какие стратегии могут помочь снизить сопротивление к изменениям?
Поддержка руководителей на
разных уровнях
Заинтересованность участников
Совместная разработка единогласного решения
Обратная связь
Свобода мнений при
пересмотре решений
Слайд 22Трудно и опасно осуществлять
Могут повлиять на отношения между специалистами
Вызывают страх перед началом их внедрения
Необходимы для улучшения качества
Изменения:
Слайд 23Инструмент для освоения новых практик и задач