Слайд 1Калмыки
Мирошникова Елена 3 курс
Слайд 2Этимологическое происхождение
Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология
термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится
как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы.
Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии.
Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.
Слайд 3Этгогенез
Предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в конце XVI — начале XVII веков
из Джунгарии на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а затем — на Нижнюю Волгу
и в Северный Прикаспий. В процессе заселения этими племенами территории современной Калмыкии (и соседних регионов, впоследствии частично включённых в состав Калмыцкого ханства) сформировалась этногруппа — калмыцкая народность, которая по прошествии многих поколений приобрела определённую этническую и языковую специфику. Со временем в состав калмыцкой народности в незначительном количестве влились тюркские, русские и некоторые другие этнические компоненты.
Слайд 4Образование народа
Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть
ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала
на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.
Слайд 5Одна из первых карт расселения калмыков из атласа «Cosmographia». 1544
год, Себастьян Мюнстер.
Слайд 6Образование народа
18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен.
Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй
половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды.
Калмыцкое ханство
закончило существование
столетие спустя, когда
население
массово ушло обратно
на земли Джунгарии.
Слайд 7Фрагмент карты Великой Тартарии (красным цветом в междуречии Волги и
Урала обозначено Калмыцкое ханство). Guillaume de L’Isle. 1706 год
Слайд 8Образование народа
Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы
и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих
династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.
20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.
Слайд 9Язык и диалекты
Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий
относится к монгольской ветви языков.
Диалекты
Язык поволжских (приволжских) калмыков
Торгутский диалект
Оренбургский говор
Уральский
говор
Каспийский говор
Волжский говор
Хошутский говор
Икицохуровский говор
Дербетский диалект
Бага-дербетский говор
Ики-дербетский говор
Бузавский диалект (донских калмыков)
Слайд 10Письменность
Ойратско-калмыцкая письменность тодо-бичиг («ясное письмо») была создана в конце 1640-х годов на
основе старомонгольского письма монахом Зая-Пандитой. На этом языке осуществлялся документооборот в ойратских государствах.
С
1938 г. и до настоящего времени калмыками вновь используется кириллический вариант письменности.
Слайд 11Расселение калмыков в России
В переписи 2002 года самоидентификация некоторых респондентов,
отнесённых к калмыкам была: большие дербеты, малые дербеты, дервюды, торгоуты, торгуты, хойты, элеты, хошеуты,
бузавы и ойраты.
Слайд 13Калмыки в Киргизии
В Киргизии проживает специфическая субэтническая группа киргизов ойратского
происхождения — «сарт-калмыки». В некоторых случаях их причисляют к калмыкам. Общая
численность сарт-калмыков в Киргизии по данным переписей населения изменялась следующим образом:
1999 — 5824 чел.
2009 — 4188 чел.
Большинство сарт-калмыков Киргизии сконцентрированы в Иссык-Кульской области, где их численность составляла в 1999 году 5314 чел. (в том числе 952 горожанина и 4362 сельских жителя), а к 2009 году сократилась до 3801 чел. (в том числе 709 горожан и 3092 сельских жителя).
По территории Иссык-Кульской области проживание сарт-калмыков в 2009 году распределялась следующим образом:
г. Каракол — 679 чел. или 1,0 % его населения в том числе:
— в собственно городе Каракол — 544 чел. или 0,9 % населения; — в посёлке Пристань-Пржевальск 135 чел. или 4,6 %;
Ак-Суйский район — 2805 чел. или 4,4 % населения;
Тюпский район — 171 чел. или 0,3 % населения.
Слайд 14США и Европа
В XX веке часть калмыков эмигрировала из России и СССР. Наиболее крупные диаспоры калмыков проживают в США (около 2000
человек) и во Франции (около 1000 человек).
В США калмыки проживают в штате Нью-Джерси (города Хауэлл, Нью-Брансуик) и в
штате Пенсильвания (город Филадельфия). Сохранилось деление на этногруппы: бузавы, торгоуты и дербеты. Неформальной столицей калмыцкой диаспоры в США считается Хауэлл — город-побратим Элисты, одна из улиц которого названа Калмыцкой (англ. Kalmuk road).
Многие новые калмыцкие эмигранты селятся в урбанизированных американских штатах — Нью-Йорке, Вашингтоне, Калифорнии, Флориде.
Слайд 15Традиционная одежда
Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами
и круглым вырезом ворота и синие или полосатые штаны. Поверх
них носили сшитый в талию бешмет и ещё одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнём, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах.
Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, потому соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги чёрного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом.
Слайд 16Традиционная одежда
Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой
длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии
и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, а также бирз — широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка: женский головной убор напоминал берет с широким твёрдым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники чёрного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги.
Слайд 18Традиционная кухня
Калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков и
не отличается большим разнообразием. Основными ингредиентами калмыцкой кухни являются молоко и, как
правило, отваренное или жареное мясо (баранина и говядина). Блюда калмыцкой кухни широко распространены и в настоящее время среди калмыцкого народа и являются неотъемлемой частью его культурной и материальной традиции.
Слайд 19Традиционные блюда
Мясные блюда
Калмыки варили мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком
(махан-шельтяган), лапшу с мясом и луком (хурсын-махан-гуйртяган), бёреки (ср. тур. Börek), в просторечии бёрюги —
крупные пельмени, популярен дотур — тушёные в воде мелко нарезанные внутренности, запекали мясо в желудке барана в земле
Молочные блюда
Из молока изготавливается молочнокислый продукт чигян (среднее между кефиром и простоквашей), боз (гуща после переработки калмыцкой водки). Чигян считался полезной и лечебной пищей — его часто использовали в лечебных целях. Горячий боз смешивался с молоком, и получался продукт под названием «хёёремг». Если дождаться, когда из хёёмрега отделится сыворотка, то на дне посуды образовывалась питательная масса под названием ээдемг. Из творога изготавливается сала шююрюмг — сушёный творог, сжатый в кулаке и хурсан — сушёный творог в виде лепёшек.
Слайд 20Традиционные блюда
Мучные изделия
Распространённые мучные изделия — пресные лепёшки в бараньем
жиру, борцог — лепёшки различной формы, цельвег — тонкая лепёшка,
обжаренная в кипящем масле или жиру.
Напитки
Повседневным напитком калмыков был калмыцкий чай — чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Особым видом калмыцкого чая является «хуурдңг цә» (хурдынг ця) — чай с добавлением поджаренной муки.
Алкогольным напитком была молочная водка арака.
Слайд 21Эпос
«Джангар» (калм. Җаңhр) — калмыцкий фольклорный героический эпос, повествующий о стране счастья и благоденствия
Бумбе (Бумба) и подвигах её богатырей. Проникнутый духом героизма и патриотизма, эпос по своим
художественным достоинствам относится к лучшим образцам устно-поэтического творчества. «Джангар» и исполнявшие его рапсоды — джангарчи пользовались огромной любовью и уважением в народе. Является историко-героическим произведением.
В настоящее время существует научная дисциплина «джангароведение», являющаяся одним из профилирующих направлений Калмыцкого института гуманитарных исследований.
Слайд 22Религия
Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть
исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где
присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.
Слайд 23Календарь
Летосчисление у калмыков, как и у большинства народов Восточной и
Центральной Азии, вплоть до начала XX века велось по лунно-солнечному календарю. Впервые среди
монголоязычных народов, в том числе ойратов, календарь этот был введён в XIII веке монгольским ханом Хубилаем.