Слайд 1Карагандинский Государственный Медицинский Университет
Кафедра Истории Казахстана и СПД
СРС
На тему: «Структура
ценностной сферы современного студенчества».
Подготовили:ст.гр.2062 ОМ
Айткожина А.Ж.
Исабеков Н.К
Мендыбаева М.С.
Нурпеисова К.М.
Проверила:Инджигалян А.А.
Караганда
2014г.
Слайд 2Содержание
1.Актуальность темы.Цель и задачи.Обьект, предмет и методы исследования.
2.Основные понятия.
3.Гипотезы.
4.Анализ анкетных
данных.
5.Выводы.
6. Заключение
Слайд 3Актуальность темы
исследования.
Исследования ценностного мира молодежи актуальны по нескольким причинам.
Во-первых, по своей сути это сфера динамичная - она чутко
реагирует на социальные процессы и отражает их сквозь призму специфических для этой возрастной когорты потребностей, интересов, проблем, социального статуса.
Слайд 4Во-вторых, процессы глобализации, охватившие все сферы социальной жизни современных обществ,
требуют развития и распространения новых ценностных ориентиров; попытка придерживаться прежних
убеждений и стереотипов поведения приводит к широкому спектру негативных последствий, начиная от дезадаптации на уровне личности и заканчивая катастрофами в масштабах планеты.
Слайд 5Согласно теории социокультурной динамики П.А. Сорокина, современный этап развития цивилизации является
решающим; неготовность к смене ценностей, и следовательно, поведения, означает гибель
общества. В этих условиях анализ ценностей молодежи, как наиболее чувствительной к социальным переменам части общества, дает основания для прогнозов общественного развития, а также для корректировки деятельности по образованию и воспитанию нового поколения.
Слайд 6В-третьих, в нашей стране продолжается процесс смены общественного строя. Несмотря
на изменение объективных условий (политической, экономической, правовой сферы и др.),
исследования показывают, что ценности, убеждения, стереотипы поведения значительной части населения по-прежнему тяготеют к советскому периоду и характерным для него моделям взаимоотношения человека и государства, уровню социальной активности личности.
Слайд 7В настоящее время попытка наложить ценности капиталистического общества западного типа
на советский менталитет привела к хаосу в системе ценностей молодого
поколения, отсутствию четких ориентиров социальной самореализации. Результаты проведенного нами исследования наглядно показывают, как отразилась в системе ценностей молодежи бездумная пропаганда устаревших ценностей западных обществ. Ценностный мир молодого поколении неупорядочен, хаотичен, что отражает хаос в идеологической сфере современного социума и в свою очередь, усиливает процессы социальной дезорганизации.
Слайд 8Цель исследования
выяснить характерные для студентов ценностные ориентации и факторы
их формирования.
Слайд 9Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1)
Определить соотношение в системе ценностей студентов традиционных и современных ценностей.
2)
Выяснить наиболее важные факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций:
3) Установить роль факторов первичной социализации в формировании ценностных ориентаций студентов.
Слайд 104) Выяснить характер влияния на ценностные ориентации факторов экономического характера.
5)
Установить различия в ценностных ориентациях студентов гуманитарных и технических специальностей;
младших и старших курсов.
6) Определить влияние социально-демографических факторов на ценностные ориентации студентов.
Слайд 11 Объектом исследования является ценностный мир студенчества.
Слайд 12Предметом исследования ценностные ориентации студентов.
Слайд 13Основная гипотеза исследования: система ценностей молодого поколения складывалась в неблагоприятных
социальных условиях, в результате чего она не может в полном
объеме выполнять свои функции (мотивационную, ориентационную, нормативную, интеграционную), что препятствует оптимальному ходу процессов социальной трансформации и способствует снижению человеческого потенциала.
Слайд 14Основные понятия:
Студенчество - (от лат. student - усердно занимающийся) -
учащиеся высших учебных заведений, представляющие собой социально-демографическую группу с определенным
общественным положением, ролью и статусом, а также определенную социально-профессиональную группу, характеризующуюся общностью интересов, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Также этим термином обозначают особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.
Слайд 15Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей
их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они
составляют основу нравственных принципов. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в его повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.
Слайд 16Методы исследования:
Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета разработана в
соответствии с программой исследования и включает в себя следующие смысловые
блоки вопросов:
Слайд 20С какой целью вы поступили в ВУЗ ?
Слайд 21Как вы относитесь к учебе в вашем ВУЗЕ?
Слайд 22Как вы относитесь к однокурсникам ?
Слайд 24Должна ли быть интересной ваша работа ?
Слайд 25Ваши ассоциации со словом «успех»?
Слайд 29Какую роль играет Музыка в вашей жизни ?
Слайд 30Считаете ли свою жизнь полной и эмоционально насыщенной ?
Слайд 33Ваши ассоциации со словом Счастье?
Слайд 36Чем Вы, как гражданин Казахстана, могли бы гордиться?
Слайд 37С каким настроением Вы смотрите в будущее?
Слайд 38Рабочие гипотезы
а) Более половины студентов поступают в ВУЗ для получения
знаний.
б) Каждый третий студент злоупотребляет табакокурением
в) Большая часть студентов не
считают свою жизнь полной и насыщенной
Слайд 39г) Каждый четвёртый студент гордиться своей страной и её историей
д)
Большая часть студентов смотрят на будущее без особых надежд
Слайд 40Данные анкеты заполняли студенты различных возрастов и курсов. Из них
ровно 50% анкет заполнили парни, остальную половину – девушки. В
основном их возраст был от 19 до 22 лет, но так же приняли участие студенты от 16 до 18 лет и студенты старше 25. Отвечая на вопрос, с какой же целью они поступили в ВУЗ, большинство опрошенных ответило, что цель поступления – получение знаний. Что касается отношения к учебе, то большинство опрошенных студентов, по их мнению, учатся средне, но могли бы и лучше. По отношению к однокурсникам большинству опрошенных нравятся их однокурсники в плане общения, но есть небольшой процент людей, которые предпочитают находиться только лишь в кругу своего общения.
Слайд 41Цель обучения для современных студентов такова – стать успешным специалистом.
На вопрос, должна ли быть интересной ваша работа, большинство ответили
– работа должна быть интересной. Говоря об ассоциациях со словом «успех», современные студенты предпочли вариант ответа «Успех – творческая самореализация». Так же был задан вопрос по поводу компьютеров, а именно – насколько важен компьютер для вас. Большинство студентов сказали, что компьютер решает множество проблем, но можно обойтись и без него. Была поднята тема курения. Отвечая на вопрос, для чего курит молодежь, мнения студентов разделились: одни считают, что молодежь курит для того, чтобы расслабиться, другие – что курение – это способ самовыражения.
Слайд 42На вопрос « что значит для вас свободное время» большинство
ответило, что свободное время – это время, когда мы можем
делать то, что нам захочется. По отношению к музыке мнения студентов так же разделились: одна часть ответила, что музыка – это часть их жизни, невозможно ничего делать без нее, другая часть ответила, что музыка нравится, но без нее можно прожить. Мнение на вопрос «Считаете ли вы свою жизнь полной и эмоционально насыщенной?» большинство студентов решило, что их жизнь действительно такова. По поводу ЗОЖ ( здоровый образ жизни) студенты решили – ЗОЖ- это жизнь с разумными ограничениями, не мешающая реализации целей и желаний
Слайд 43 На вопрос, каков ваш идеал студенты отвечают, что идеал
для них – это хороший специалист, ответственно подходящий к своей
работе. Со словом « счастье » вызваны ассоциации: высшая форма состояния души, наполненной положительной энергией. Встретился нашим студентам и такой вопрос: Каков должен быть настоящий друг? Большинство ответили, что настоящий друг всегда готов помочь. На вопрос о том, что такое внутренняя свобода студенты ответили, что это свободна от внутренних противоречий. Так как все опрошенные являлись гражданами РК, мы задали им вопрос: Чем вы, как гражданин Казахстана, могли бы гордиться? Мнения так же разделились, часть ответила – историей страны, большая часть ответила – природными богатствами, и небольшая часть гордится культурным наследием. Ну и на заключительный вопрос, с каким настроением вы смотрите в будущее, практически все студенты ответили: Мы смотрим в будущее с надеждой и оптимизмом.
Слайд 44ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В основе регуляции социального поведения человека находится система его ценностных
ориентации, которая представляет собой сложное и динамическое образование. В данной
работе изучались ценностные ориентации такой социальной группы как студенчество. Это достаточно актуальный вопрос, ведь студенчество это будущая интеллектуальная, политическая, экономическая и культурная элита общества. И от того, какая ценностная структура будет сформирована у этой группы зависит будущее состояние нашего общества.
Слайд 45Было установлено, что студенчество представляет собой социально-демографическую группу, для которой
переходность, маргинальность социального статуса есть изначальная, сущностная характеристика, вытекающая из
самого характера её общественных функций. В такой группе тенденции и противоречия современного общества проявляются наиболее отчетливо, легче наблюдаются и фиксируются. Студенчество является наиболее образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Среди студентов встречаются группы молодежи из семей служащих, рабочих, интеллигенции. И надо отметить, что в основном все студенты происходят из благополучных семей, с неплохим уровнем материальной обеспеченности.
Слайд 46Сравнение студентов с другими социальными группами показало, что студентам в
большей степени, чем другим социальным группам, свойственно разделять современные ценности.
Исключение здесь могут составить только предприниматели и руководители, так это тоже достаточно продвинутые группы. Однако традиционные ценности занимают не меньшее место в их сознании, чем у других социальных групп