Игра на развитие
звуковысотного слуха
«Три медведя»
Цель: учить детей различать высоту звуков.
Игровой материал: плоскостное изображение медведей: большого, среднего и маленького размеров на каждого ребенка. «Мишка» А. Раухверга
Ход игры:
1 вариант – когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы медведицы, в низком – папы медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.
2 вариант – дети изображают медведей м каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.
Игра на развитие тембрового и динамического слуха
«Узнай свой инструмент»
Цель: упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до2). Необходимо знание попевки «Дудочки и барабан» сл. Ю. Островского, муз.
Р. Рустамова.
1.Заиграла дудка: «Я плясать пойду,
в пляс за мной ребята, ду-ду-ду!.
2. Барабан грохочет, будто сильный гром:
«В лес за мной ребята, бом-бом-бом!»
Игровой материал: дудка и барабан, ширма.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать, на чем будет играть: на дудке или на барабане. По звучанию музыкальной игрушки, которую не видно, а только слышно (за ширмой, дети отгадывают). Кто первый отгадал, выходит и становится впереди. Воспитатель поет песню. Про дудку или барабан, дети имитируют игру на этих инструментах.
Игра на развитие тембрового слуха
«Нам игрушки принесли»
Цель: учить детей различать силу звучания.
Игровой материал: музыкальные игрушки (дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек); кошка (мягкая игрушка); коробка.
Ход игры: Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (не ширмой) играет на муз. игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком. Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка передается, желательно иметь их несколько.
Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.
Игра на определение жанра и развитие памяти
«Разбудим Таню»
Цель: учить детей различать музыку разного характера: ласковую колыбельную, веселую плясовую. Выполнять действия соответствующие данной музыке.
Игровой материал: кукла, игрушки (собачка, петушок, мишка).
Ход игры: воспитатель, напевая «Колыбельную», «укачивает» куклу. Затем предлагает детям разбудить ее. Дети зовут куклу по имени или хлопают в ладоши под веселую музыку – «кукла просыпается». При повторном исполнении песни куклу могут разбудить игрушки «собачка», «петушок», «мишка».
Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали кто где живет. Поможем им найти свои комнаты».
Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же игра проводится с музыкой про птичку и медведя. Она продолжается до сих пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.
В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то ошибся, объясняет .что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, и т.д.
Игра на развитие звуковысотного слуха
«Подумай и отгадай»
Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева, Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
Игра на развитие звуковысотного слуха
«Угадай-ка»
Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки — по две на карточку.
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Игра на развитие звуковысотного слуха
«В лесу»
Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с.лесом.
Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.—Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте».
На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек). Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.
Игра на развитие чувства ритма
«Сыграй как я»
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д.
Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать, а затем исполнить на любом из предложенных инструментов ритмический рисунок из пяти – семи звуков. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.
Игра на развитие тембрового слуха
«Шум или музыка»
Цель: Научить различать музыкальные и шумовые звуки.
Игровой материал: диск со звуками природы и отрывками музыкальных произведений.
Ход игры: Воспитатель:
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают, листопада тихий шёпот,
Самолёта громкий рокот, гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре., это звуки шумовые,
Только есть ещё другие.
Не шуршания, не стуки –
МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки.
Воспитатель предлагает прослушать и отгадать: шум или музыку слышат дети. Если дети слышат шумы природы – они топают ногами. Если музыку – хлопают.
Игра на развитие чувства ритма
«Веселые молоточки»
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: Металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и т.д. По числу играющих.
Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет:
Воспитатель: Возьмём молоточки мы , Вова , с тобой я первой сыграю, а ты вслед за мной.
1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук
(Ребёнок повторяет) тук-тук-тук
С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук
(ребёнок повторяет) тук-тук-тук
Повтор песенки – запевки
2. Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук.
Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук.
Повтор песенки – запевки
3. Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук.
Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.
Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма
«Послушный бубен»
Цель: Учиться играть на бубне различными способами, учиться играть громко и тихо.
Игровой материал: Бубны по количеству участников игры
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю, бубен в левой руке.
В бубен бей, бей, бей, В бубен бей веселей!
Произнося эти слова, воспитатель сам играет на бубне, ударяет по нему правой рукой. Слова произносятся три раза подряд. Затем происходит смена движения.
Пусть наш бубен отдохнёт,
Тихо песенку поёт
С этими словами воспитатель легко встряхивает бубен, звук лёгкий, тихий. Слова произносятся три раза подряд. Игра продолжается.
Игра на развитие
музыкальных представлений
«Гуляй - отдыхай»
Цель: Учиться слышать и определять настроение и характер музыки, отражать его в движении.
Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать музыку. Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку), под марш – маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать. Воспитатель включает музыкальные отрывки в аудиозаписи. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.
Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков
«Наш оркестр»
Цель: Учить детей различным приёмам игры на инструментах индивидуально и в ансамбле. Закрепить название инструментов, умение различать их звучание на слух.
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в оркестре на различных музыкальных инструментах. Для этого дети должны правильно назвать представленные музыкальные инструменты. Затем дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи. Играть могут как одновременно, так и с солистами. В качестве дирижёра выступает воспитатель. Когда игра будет усвоена детьми, на эту роль может быть выбран кто-то из детей.
Игра на развитие музыкального слуха и исполнительских способностей
«В гости песенка пришла»
Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.
Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.
Воспитатель:
В гости песенка пришла, и подарок принесла.
Ну-ка, Таня, подойди, что в мешочке, посмотри!
Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.
Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.
Игра на развитие музыкального слуха
«Музыкальная лесенка»
Цель: Учить слышать направление движения музыки, показывать его жестом руки и на музыкальной лесенке.
Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого конструктора), металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.
Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне песенку «Лесенка»:
Вот иду я вверх! Вот иду я вниз!
Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: Вот иду я вверх! Затем ведёт игрушку вниз, напевая: Вот иду я вниз! Затем предлагает поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку. Слова можно изменять, соответственно изменяя темп и характер движения игрушки по лесенке: «Вот бегу я вверх! Вот бегу я вниз!», «Вот скачу я вверх! Вот скачу я вниз!». Затем отрывок песенки исполняется на металлофоне без слов. Ребёнок должен понять, куда вести игрушку, вверх или вниз. Остальные дети оценивают правильность выполнения задания.
Игра на развитие творческих представлений
«Солнышко и туча»
Цель: Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.
Игровой материал: Обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.
Ход игры: Воспитатель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют
задание педагога.
Игра на развитие звуковысотного слуха
«Птица и птенчики»
Цель: упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» Е.Н. Тилличевой
Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика)
Ход игры: участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть