Слайд 1
Актуальные проблемы и организационно-методическое обеспечение деятельности социально-педагогической направленности
Москва 2019
Слайд 2Развитие современного общества
важность формирования компетенций, связанных с взаимодействием человека с
другими людьми и социумом;
социальной ответственностью, готовностью к социальному саморазвитию;
умением ориентироваться в многообразии информации и взглядов, в процедурах гражданского участия в общественной жизни.
Слайд 3Направленность (профиль) - ориентация образовательной программы на конкретные области знания
и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды
учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Слайд 4Современное состояние социально-педагогической направленности обнаруживает комплекс проблем:
отсутствие единого подхода в
определении целей и содержания деятельности социально-педагогической направленности;
несформированность единой системы внутриведомственного
и межведомственного взаимодействия специалистов социально-педагогической направленности;
отсутствие целенаправленного научно-методического обеспечения педагогов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности;
отсутствие единых подходов к организации системы повышения квалификации специалистов социально-педагогической направленности.
Слайд 5Приоритетные задачи:
. Разработать систему межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по оказанию
помощи в организации образовательной деятельности всем участникам
Сформировать и совершенствовать
нормативно-правовую, научно-методическую, организационно-управленческую и информационную базу по обеспечению деятельности Федерального ресурсного (научно-методического) центра, региональных ресурсных и муниципальных опорных центров СПН образовательных отношений по реализации программ СПН
Работа с экспериментальными площадками по внедрению инноваций в реализации программ СПН
Обеспечение СПН профессиональными кадрами
Слайд 6Основная цель
формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений
на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной
одаренности
Слайд 7Задачи СПН
формирование социальной компетентности;
развитие социальной одаренности и социальных способностей;
создание
условий для личностного и профессионального самоопределения.
Слайд 8Социальная компетентность
это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а
также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный
выбор, решать поставленные задачи
Слайд 9Качества социальной одаренности
социальный интеллект
социальная активность
готовность к социальному творчеству
Лидерство
– одно из проявлений социальной одаренности.
Слайд 10Функции формирования социальной компетентности
актуализация социальных проблем
когнитивная функция
проективная функция
Слайд 11Развитие социальных способностей и одаренности реализуется через функции
коммуникативную
аналитико-прогностическую
организаторскую
Слайд 12Создание условий для личностного и профессионального самоопределения реализуется через функции
проживания имитируемой жизненной ситуации
рефлексивную
нравственной экспертизы
Слайд 13Признаки отнесения образовательных программ к СПН ДОД
Слайд 14Признаки отнесения образовательных программ
к СПН ДОД
Слайд 15Признаки отнесения образовательных программ к СПН ДОД (продолжение)
Слайд 16Признаки отнесения образовательных программ к СПН ДОД
Слайд 17Признаки отнесения образовательных программ к СПН ДОД
Слайд 18Основания для обновления содержания
Изменения рынка труда, системы профессий, требований к
компетенциям
Изменения в интересах и возможностях детей, в запросах семей
Новые представления
о содержании (навыки 21 века, технологическая грамотность ….)
Изменения технологий, материалов, используемых в образовательном процессе
Слайд 19Направления обновления содержания и технологий ДО
Ориентация на универсальные компетенции во
всех направленностях
Усиление внимания к компетенции творчества (креативности), самовыражения, презентации.
Связь
содержания с глобальными вызовами и локальными интересами.
Продуктивность (проекты и «продукты») как задача и результат.
Профессиональная ориентация не на конкретные профессии, а на области.
Слайд 20Направления обновления содержания и технологий ДО
Цифровизация (смешанное обучение, сетевые сообщества
и проекты, искусственный интеллект, дополненная реальность ..)
Фокус на индивидуальном прогрессе.
Формирующее и критериальное оценивание, самооценка.
Включение ребенка в качестве помощника педагога, наставника
Включение взрослых (семья, детско-взрослые объединения, взаимодействие с НКО…)
Слайд 21ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ
«ДОСТУПНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ»*
ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ
Слайд 22Региональные системы дополнительного образования
вовлечение в реализацию дополнительных общеразвивающих программ
образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций
и образовательных организаций высшего образования, а также организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия;
создание в каждом субъекте Российской Федерации эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей в себя региональный модельный центр дополнительного образования детей как ядра региональной системы, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей, а также центры по выявлению и поддержке одарённых детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учётом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех», обеспечивающий в регионе выявление, сопровождение и поддержку одаренных детей;
обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
Слайд 23Региональные модельные центры
«Методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного
центра дополнительного образования детей» (от 31.03.2017 № ВК-61/09вн)
В субъекте
Российской Федерации могут быть определены (утверждены) базовые организации по одной или нескольким направленностям дополнительного образования детей, – т.е. организации, обеспечивающие комплексное обновление содержания дополнительного образования в соответствующей направленности и (или) реализующие лучшие практики в указанной направленности.
Региональный модельный центр обеспечивает эффективное взаимодействие с базовыми организациями (при их наличии), федеральными ресурсными центрами, а также с муниципальными (опорными) центрами дополнительного образования и организациями, участвующими в дополнительном образовании детей, а также центрами по выявлению и сопровождению одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, через оказание ресурсной, учебно-методической, организационной, экспертно-консультационной поддержки.
Муниципальные (опорные) центры реализуют дополнительные общеобразовательные программы и координируют деятельность и оказывают методическую поддержку организациям, осуществляющим обучение в сфере дополнительного образования детей в соответствующих муниципалитетах.
Слайд 24Основные направления обновления содержания в сфере реализации ДОП СПН направлено
на формирование:
«универсальных» компетенций: критического мышления, креативности, кооперации, коммуникации, навыков
разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.;
«современной грамотности» - базовых умений действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная грамотность, и др.);
личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (способность к саморегулированию, ответственность, инициативность, осознанность, эмпатийность и др.)
Слайд 25Основные направления обновления технологий в сфере реализации ДОП СПН направлено
на:
активизацию субъектной созидательной роли обучающихся (мастерские, тренинги, профессиональные пробы, проектный
метод, практики, стажировки, исследовательская деятельность, метод кейсов, рефлексивные практики и др.);
индивидуализацию образовательного процесса (работа по индивидуальным маршрутам, траекториям и режимам обучения детей, модульная организация учебного процесса);
усиление практико-ориентированного характера программ, связи содержания с практиками (технологии service-learning );
использование форсайт-методов (метод сценариев, дорожная карта, SWOT-анализ, «Качели времени» и др.);
Слайд 26Основные направления обновления технологий в сфере реализации ДОП СПН направлено
на:
расширенное использование игровых форматов и технологий (имитационные и ролевые игры,
моделирование ситуаций, различного рода симуляторы и имитационные методы обучения, компьютерные сетевые стратегические игры и др.);
использование технологий неформального общения участников образовательных отношений (конструирование клубных пространств, организация Интернет-сообществ);
создание сетевого информационно-коммуникационного взаимодействия;
использование технологий группового (социального) действия и событийной педагогики (смартмобы, флешмобы, форумы, «батлы» и др.)
Слайд 27
Основными направлениями обновления технологий оценки
и аттестации полученных образовательных результатов по ДОП СПН:
Проведения
учебно – исследовательских конференций, практических заданий на решение проблем и ситуационных задач (кейсов), защита проектов, психолого-педагогическая диагностика, зачет по результатам портфолио;
Конкурсные оценочные процедуры (открытый или частично открытый соревновательный рейтинг, индивидуальный зачет, оценка с учетом потенциального роста );
По итогам аттестации вручение электронных значков Open Badges (мини – дипломы, выдаваемые учебными заведениями и другими организациями участникам по окончании курса. Для размещения у себя в резюме, на персональном сайте или в профиле соцсети).
Слайд 28
Криницкая Г.М.
Руководитель социально-педагогической
деятельности ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК, к. пед. н.
e.mail:
krinitskaya@turcentrrf.ru
т. (495)362-82-33