Слайд 1Касатикова
Наталья Владимировна
Раздел междисциплинарного курса:
Сестринская помощь в педиатрии
МДК
02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
ПМ.02.
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Слайд 2Схема изучения «СП в педиатрии»
Аудиторные занятия (лекции и практика), оценка
выставляется в зачётную книжку
Учебная практика – 1 неделя
Производственная практика –
2 недели; дифференцированный зачёт по практике, оценка выставляется в зачётную книжку
Экзамен по «СП в педиатрии»
В приложение к диплому выставляется оценка за экзамен
Слайд 3Содержание «СП в педиатрии»
Раздел 1. «Введение. Неонатология»
Раздел 2. «Соматические болезни
детей раннего и старшего возраста»
Раздел 3. «Инфекционные болезни у детей»
Слайд 4Структура «СП в педиатрии»
Всего 132 аудиторных часа,
из них:
теория 66
часов т.е. 33 лекции
практика 66 часов, т.е. 11 дней практических
занятий
Слайд 5Литература
Ежова Н.В. и др. «Педиатрия», 2010г.
Слайд 6Литература
Лекции по дисциплине «Здоровый человек и его окружение», раздел «Здоровые
дети»
«Сборник алгоритмов манипуляций»
Материалы дисциплины «Основы сестринского дела»
Материалы дисциплин «Медицинская генетика»,
«Фармакология», «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Слайд 7Требования к студентам
Форма одежды на лекциях: ЧИСТЫЙ ЗАСТЁГНУТЫЙ халат или
полностью медицинский костюм, вторая обувь
Форма одежды на практических занятиях: то
же + шапочка (косынка), медицинские перчатки
Запрещено пользоваться мобильным телефоном!
Слайд 8Место проведения практических занятий
Медицинский колледж: каб.405, 406
ГБУЗ «Городская детская больница
№1»: 4 этаж, рентгенологическое отделение, кабинет «ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
Слайд 9Организация
лечебно-профилактической
помощи детям
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Дисциплина: СП в педиатрии
Специальность:
Сестринское дело
Преподаватель: Касатикова Н.В.
Слайд 10План лекции
Введение в педиатрию
Организация педиатрической помощи
Группы здоровья детей и группы
риска
Диспансеризация и сестринское обслуживание детей
Слайд 11Педиатрия
Самостоятельная область медицинской науки, которая изучает закономерности развития ребёнка,
причины, патогенез, клинические проявления, лечение и профилактику заболеваний детского возраста
Наблюдает
за ростом и развитием человека от рождения до подросткового возраста и является медициной растущего организма
Слайд 12Авиценна 980 – 1037 гг.
«Канон врачебной науки»: физиология и
патология детского возраста, важность вскармливания детей грудным молоком
Слайд 13XV-XVII вв.
Описаны корь, коклюш, оспа, рахит
В связи с высокой детской
заболеваемостью и смертностью начато усиленное изучение патологии детского возраста
Слайд 14Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – 1765 гг.
«О размножении и сохранении
российского народа»: меры по увеличению рождаемости детей и сохранению жизни
новорождённых
Слайд 15Нестор Максимович
Максимович-Амбодик 1742 – 1812 гг.
«Искусство повивания, или Наука
о бабичьем деле»: дал определение «зрелого и незрелого ребёнка», представил
рекомендации по вскармливанию новорождённых, изложил заболевания детей раннего возраста
Слайд 16Степан Фомич Хотовицкий
1796 – 1885 гг.
«Педиятрика»: первое руководство по
детским болезням. Впервые высказана мысль, что ребёнок – это не
уменьшенная копия взрослого, и детский организм развивается по присущим ему законам
Впервые начал читать полный курс педиатрии
Слайд 17Нил Фёдорович Филатов
1847 – 1902 гг.
Основоположник отечественной педиатрии. Развил клинико-физиологическое
направление в педиатрии.
Слайд 18Александр Андреевич Кисель 1859-1938 гг.
Работал над проблемами туберкулёза, ревматизма и
острых инфекций у детей.
Слайд 19Юлия Фоминична Домбровская 1891-1976 гг.
Работала над проблемами заболеваний органов
дыхания у детей, применения витаминов в педиатрии.
Слайд 20Валентина Павловна Бисярина 1912 – 1997 гг.
Работала над вопросами сердечно-сосудистой
патологии, бруцеллёза, зоба, описторхоза у детей.
Слайд 21Охрана материнства и детства
Система государственных, общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающих
рождение здорового ребёнка, правильное его развитие, предупреждение и лечение болезней
у женщин и детей
Слайд 22Задачи службы охраны здоровья детей
Снижение детской заболеваемости и смертности
Уменьшение количества
трудопотерь родителей в связи с уходом за больным ребёнком
Слайд 23Структура младенческой смертности
Перинатальная смертность
Врождённые пороки развития
Болезни органов дыхания: ОРЗ, грипп,
пневмония
Слайд 24Профилактика детской смертности
Раннее взятие беременных на учёт
Борьба с детскими инфекциями,
проведение профилактических прививок
Своевременное оказание экстренной медицинской помощи детям
Работа с семьёй
пациента
Слайд 25Реформа здравоохранения
Система обязательного медицинского страхования
Совершенствование первичной медицинской помощи
Врач общей практики
(семейный врач)
Слайд 26Организация медицинской помощи детям
Лечебно-профилактические учреждения
Прочие
ДДУ, школы
Молочная кухня
АТПК, ФАП
Детская
больница
Диспансеры
Оздоровительные лагеря
Детский дом
Детские санатории
Слайд 27АТПК
Терапевтические участки
Гинекологические участки
Педиатрические участки
Слайд 28Педиатрический участок
Врач-педиатр
Детская участковая медсестра
Возраст пациентов: с момента выписки из роддома
до 18 лет
Слайд 29Виды медико-санитарной помощи
Профилактическая
Лечебная
Санитарно-просветительная
Слайд 30Патронажная служба
Антенатальные патронажи
Постнатальные патронажи
Слайд 31Постнатальные патронажи
1 месяц – 5 раз
2 месяц – 3 раза
3-5
месяц – 2 раза
6-12 месяц – 1 раз
2 год –
4 раза в год
3 год – 2 раза в год
Слайд 32Педиатрическая помощь
Антенатальная охрана плода
Организация рационального вскармливания
Наблюдение за детьми
Подготовка детей к
ДДУ и школе
Профилактика и лечение болезней
Оказание экстренной медицинской помощи
Слайд 33Детская больница
Лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для детей, нуждающихся в стационарном обследовании,
лечении, специализированной помощи или интенсивной терапии
Бывают:
многопрофильные
специализированные
Слайд 34Диспансер
Лечебно-профилактическое учреждение, в котором обследуются, постоянно наблюдаются и при
необходимости лечатся дети определённой группы заболеваний (противотуберкулёзный, эндокринологический и др.)
Слайд 35Детские санатории
Лечебно-профилактические учреждения, размещённые в соответствующих курортных зонах, в которые
направляются больные дети на 1-3 и более месяцев для прохождения
лечения специфическими методами (климатолечение, грязелечение, бальнеотерапия, талассотерапия и др.)
Слайд 36Критерии распределения детей по группам здоровья
Анамнез: социальный, генетический
Физическое развитие
Нервно-психическое развитие
Реактивность
организма
Показатели жизненно важных функций организма
Наличие или отсутствие хронических заболеваний
Слайд 37Группы здоровья
Здоровые дети
Часто болеющие дети
Больные дети с хронической патологией в
стадии компенсации
Больные дети с хронической патологией в стадии субкомпенсации
Больные дети
с хронической патологией в стадии декомпенсации, дети-инвалиды
Слайд 38Группы риска
Риск заболеваемости ОРВИ
Риск патологии ЦНС
Риск анемии, рахита, гипотрофии
Риск гнойно-септических
заболеваний у новорождённых
Риск врождённых пороков развития
Риск аллергических заболеваний
Дети из неблагоприятных
социальных условий
Слайд 39Правила диспансеризации
Раннее выявление заболеваний
Учёт заболеваемости
Систематическое активное наблюдение
Противорецидивное лечение
Лечение в период
обострения
Создание условий, благоприятствующих оздоровлению
Слайд 40Принципы сестринского обслуживания
Лечебно-охранительный режим
Рекомендации по питанию
Контроль за состоянием
Оградить от
инфекционных больных
Рекомендации по фармакотерапии
Выполнить назначения врача
Подготовить и направлять на консультации
и обследования
Массаж, ЛФК, физио- и фитотерапия
Восполнить дефицит знаний
Помощь при экстренных состояниях
Слайд 41Домашнее задание
Дисциплина «Основы сестринского дела»:
Этапы сестринского процесса
Сестринское обследование пациента