Слайд 1«Психодиагностика»
ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Подготовил: Дмитриева С.Ю.
Слайд 2Этические проблемы и дилеммы ПД
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1. Требование достаточной квалификации психолога – психодиагноста.
2. Сложность формирования
практических компетенций психолога – психодиагноста.
3. Адекватности используемого диагностического инструментария.
4. Свободный доступ к
сложным психодиагностическим методикам непрофессионалам.
5. Наличие авторских невалидизированных методик.
6. Сложности заключения осведомленного согласия с клиентом.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1. Посягательство на тайну личности клиента.
2. Конфиденциальность результатов диагностики.
3. Передача
результатов диагностики другим специалистам.
4. Этичность целей диагностики.
5. Сообщение сложных, негативных результатов диагностики
клиенту.
6. Понятность результатов диагностики клиенту и заказчику.
7. Социально-обоснованная необходимость тотального тестирования граждан.
Слайд 5Рекомендуемый список литературы
Этические стандарты для психолога // Вопросы психологии. 1990
г. № 5. (158-161 стр.)
Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие /
авт.-сост. Т.А. Прокофьева. – Самара. гуманит. акад., 2009. – 56 с. (1-56 стр.)
Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. – 125 с.(1-125 стр.)
Скворцова В.Н. Профессиональная этика: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 162 c.(1-162 стр.)
American Psychological Association. Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct Washington, DC: American Psychological Association. 2002 with 2010 amendments (pp. 1-18)
Слайд 6
Современные международные стандарты работы психолога-психодиагноста
Слайд 7 Российское Психологическое Общество (РПО) разрабатывает стандарты профессионализации психологов в Российской
Федерации и контролирует их выполнение.
2001 г. – был принят европейский
стандарт психологического образования EuroPsy – это набор требований к психологам, принятый Европейской Федерацией Психологических Ассоциаций (EFPA, www.efpa.eu).
Слайд 8 Если образование и практический опыт конкретного психолога удовлетворяет этим требованиям,
психолог может быть включен в Европейский Регистр Психологов. Наличие EuroPsy
не является обязательным, EuroPsy не является лицензией на осуществление психологической практики (если такая лицензия требуется в конкретной стране, её необходимо получить независимо от EuroPsy – хотя его наличие может облегчить процесс).
Слайд 9 В 2012 г. Российское Психологическое общество вошло в состав EuroPsy
и начало официально регистрировать психологов.
C 1976 г. существуют также отдельные
международные правила и стандарты, связанные с тестами и тестированием ITC (International Test Commission) Guidelines, которые включает этический стандарт психодиагноста.
Последняя редакция ITC Guidelines относится к 2006 г.
Слайд 10ITC (International Test Commission) Guidelines состоит из нескольких частей:
v ITC Руководство по адаптации тестов. Всего
описывается 22 принципа адаптации тестов
ü Культурный контекст, в котором тест будет
использоваться.
ü Качество теста как технического инструмента – соответствие структуре теста, качество заданий и прочее.
ü Правила применения теста: обеспечение единообразия процедуры тестирования, достаточная компетентность психодиагноста, эффективные способы хранения результатов.
ü Качество интерпретации результатов – наличие развернутых текстов и хорошо структурированной схемы определения типа результата.
Слайд 11v ITC Руководство по использованию тестов
ü Порядок соблюдения авторских прав.
ü Обеспечение добровольного осведомленного
согласия, которое является обязательной процедурой в любом тестировании. В случае
применения диагностических процедур к детям предполагается заключение подобного согласия с родителями. В любом случае клиент должен иметь четкое представление о целях тестирования, о том, где и как будут храниться и использоваться данные. Кроме того, он имеет возможность в любой момент прервать процедуру диагностики.
ü Определение взаимозаменяемых форм тестов, которые позволяют обеспечивать достоверность результатов диагностики.
ü Обеспечение обратной связи с клиентом после обработки результатов диагностики, о которой я уже упоминала, говоря о структуре диагностической процедуры. Ещё раз подчеркну, что она является обязательной.
v ITC Руководство по компьютерному и интернет – тестированию
ü Открытый доступ к тестам (отсутствие контроля со стороны разработчика);
ü Отдаленная и локальная супервизии;
ü Полностью управляемое администрирование.
Слайд 12Рекомендуемый список литературы:
1. Дэйв Бертрам. Стандарты тестов, квалификация и сертификация пользователей
тестов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. Выпуск № 5
(222) / 2011. – С. 15-24. http://dspace.susu.ac.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/2740/2.pdf?sequence=1
2. INTERNATIONAL TEST COMMISSION (2011). ITC GUIDELINES FOR QUALITY CONTROL IN SCORING, TEST ANALYSIS, AND REPORTING OF TEST SCORES. [HTTP://WWW.INTESTCOM.ORG] https://www.intestcom.org/files/guideline_quality_control_russian.pdf
Слайд 13
Номотетический и идеографический подход в современной ПД
Слайд 14Основные разделы общей психодиагностики
Классификация психодиагностических методов.
Структура психодиагностических методик и
общие принципы их конструирования. Правила и принципы проведения психодиагностической процедуры
и применения методик.
Правила нормирования и интерпретации результатов диагностики.
Способы определения достоверности психологической методики
Слайд 15Номотетический и идеографический подход в современной психодиагностике
Слайд 17Классификация А.А. Бодалева и В.В. Столина предполагает выделение методик по
характеристике методологического принципа, положенного в их основу.
1. Объективные тесты –
это такие методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания.
2. Стандартизованные самоотчеты – предполагают использование вербальных способностей испытуемого, обращение к его мышлению, воображению, памяти.
Слайд 18тесты – опросники – набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых
испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор
ответов).
открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ. Не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям;
Слайд 19шкальные техники, по типу тематического дифференциала Ч. Осгуда и методики
классификации. Предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного
материала и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой.
индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток. Параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.
Слайд 203. Экспериментальные методы.
4. Проективные техники. В качестве «стимула» выступает недостаточно
структурированный материал, порождающий процессы воображения, фантазии, в которых раскрываются те
или иные характеристики субъекта.
5. Диалогические (интерактивные) техники (беседа, интервью, диалогические игры). Психолог вступает в доверительный контакт с обследуемым. Могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (игра с ребенком).