Слайд 1Специфические особенности воспитания детей с врождёнными расщелинами.
Слайд 2Среди врожденных нарушений (дефектов) развития расщелины верхней губы и неба
являются достаточно распространенными – занимают второе место.
Реакция семьи на появление
на свет ребенка с таким заметным пороком развития всегда трагична и неоднозначна. Родители часто безосновательно обвиняют себя в случившемся, ищут причины в состоянии своего здоровья, недостаточном внимании к периоду беременности, расспрашивают родственников о подобных случаях. В семье возникает длительная травмирующая ситуация, преодолеть которую необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на активном участии в комплексном медико-логопедическом процессе нормализации физического и речевого развития ребенка.
Слайд 3У детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в
семье. Из-за специфики физического и психического развития такого ребенка родители,
обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям.
Таким образом, такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность.
Слайд 4В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Несомненно,
гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с
коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками.
Слайд 5неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень
притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию
своеобразных патопсихологических черт личности.
Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка.
Слайд 6Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой,
столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным,
но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции.
Слайд 7Основные задачи комплексного воздействия на дефект в этот достаточно долгий
период времени состоят в следующем:
Устранение хирургическим путем анатомических нарушений
(иногда в несколько этапов). Рекомендуется ранняя пластика губы – новорожденным и до 4-6 месяцев, в зависимости от медицинских показаний. Пластика неба и дополнительные косметические операции должны быть закончены в дошкольном возрасте.
Ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за предотвращением вторичных деформаций.
Общеукрепляющее лечение и своевременная отоларингологическая санация (дети склонны к частым отитам).
Ранняя логопедическая помощь для развития нормального речевого дыхания и правильной артикуляции; коррекция нарушений звукопроизношения, назального (носового) оттенка голоса; тщательный контроль за общим речевым развитием ребенка и своевременное устранение отставания в развитии фразовой речи, лексического запаса; подготовка к обучению в общеобразовательной школе.
Слайд 8Огромное значение для адаптации ребенка к среде нормально развивающихся сверстников
имеет овладение полноценной речью. Дефекты в строении речевого аппарата -
различные варианты расщелин (твердого и мягкого неба, только мягкого неба, сквозные расщелины губы и неба и др.), деформации зубочелюстной системы приводят к целому ряду вторичных нарушений, влияющих на раннее развитие ребенка.
Слайд 9Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное
лечение само по себе не обеспечивает нормальной речи, а только
создает полноценные анатомо- физиологические условия для воспитания правильного произношения.
огопед должен учитывать, что родители – далеко неоднородная группа в социокультурном отношении, их возможности участия в коррекционном процессе различны. В этой связи следует тактично выяснить индивидуальную семейную ситуацию и совместно обсудить предполагаемый план коррекционно-развивающего воздействия.