Слайд 1Проект
«Казачий уголок»
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.
Презентацию подготовила-
Куртасанова Елена
Владимировна
Слайд 2
Цель проектной деятельности:
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-формирование образовательного пространства,
воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически
сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского воспитания;
-формирование творческого восприятия:
- расширение опыта ориентации и общения, совершенствовать смысловую сторону деятельности через цвета и форму.
-формирование у школьников познавательного интереса к истории казачества, положительного эмоционального отношения к труду, учению.
Слайд 3Каждому человеку с детских лет дорого то место, где он
родился, сделал свой первый шаг и сказал первое слово, вырос,
учился и взрослел. Для нас таким святым местом стала наша милая сердцу, родная Кубань.
Слайд 4Кубанская земля завораживает чистотой горных рек, щебетанием ласточки над крышей
родительского дома, терпким запахом луговых трав и медового запаха подсолнухов.
Слайд 5
Актуальность и описание проблемного поля
Зная прошлое, лучше усваиваешь
и понимаешь историческое развитие Кубани. Вообще, интерес к истории казачества
возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества, которое с каждым годом крепнет все сильнее. Поэтому и в школах Краснодарского края изучение истории казачества представляется наиболее актуальным. Наше учреждение не является исключением. У учителей коррекционных предметов в 2011 учебном году родилась мысль о создании проекта об истории казачества и началась работа по формированию проектной деятельности и ее реализации по теме: «КАЗАЧИЙ УГОЛОК».
Данная проектная деятельность носит не только практическую направленность, но и духовно-нравственную, патриотическую. Учащиеся - это будущее нашей малой родины, и они должны знать не только историю, но и традиции.
В нашей школе решили сделать историю казачества живой, начинающейся от каждого ученика, живущего на Кубани, его окружения. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества кубанского, представляет собой интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы. В связи с этим на уроках коррекционных предметов началась экспедиционная деятельность учащихся, которая связана с изучением истории и традиции кубанского казачества и дополняется практической деятельностью учащихся по изготовлению панно, коллажей, малых форм и предметов быта казаков.
Слайд 6Этапы и механизмы реализации проекта
Основу проекта составляет следующая деятельность учащихся
нашей школы:
- изучение публикаций ранее собранных и дополнительно найденных архивных
источников, воспоминаний;
-изучение и систематизация собранного материала;
- подготовка учащимися сообщений и докладов, формирование выставок, изготовление учащимися коллажа « Казак и казачка», панно «Кубанские просторы», малых форм: «Мельница», «Колодец», «Подворье», «Мосточек», «Изба», «Мелочи» хозяйства»
Как показывает опыт, лучше использовать беседы по теме, экскурсии, встречи с казаками. А для закрепления и обобщения данного поиска целесообразно включить в проектную деятельность элементы практической направленности. Формы практической работы разные: это и столярные и токарные работы, конструирование и графика, декоративно-прикладное творчество (роспись по ткани, выжигание, плетение из лозы, изготовление искусственных цветов, роспись по камням, декупаж, тестопластика, и д.р.), технологии обработки различных конструкционных материалов, основы цветоводства и ландшафтный дизайн. Каждая практическая деятельность учащихся, конечно, сопровождалась инструктажом по ТБ и по мере выполнения задания дети показывали результаты исполнения безопасных приемов работы.
Слайд 7
Тема 1. «КАЗАК и КАЗАЧКА»
Это коллаж на шелке с
различными элементами декоративно-прикладного творчества, включающий в себя обобщение знаний о
народе и многообразии культуры казаков.
Многообразие цветущих растений на Кубани отражено также на этом объемном панно.
Для реализации этого в работе использовались эскизы и рисунки учащихся 5-12 классов.
Слайд 8Плетень
Атрибутом казачьего подворья являлись плетни. С учащимися мы использовали лозу,
которую заготовили собственноручно, вымочили ее и сплели небольшой плетень. На
нем находятся подсолнухи, плющ и некоторые предметы быта (корзинки плетеные, украшения из соломки, домовенок- хозяин крестьянской избы и др.). Плетень имеет в этой композиции функциональное значение. На него мы с учащимися помещаем поделки, выполненные руками детей к различным праздникам, т.е. он как бы заменяет выставочную панель и в тоже время является антуражем.
Слайд 9Казак с кинжалом
Кинжал у казака являлся семейным атрибутом. Он
передавался от отца к сыну или завоевывался в сражениях.
Слайд 10Казачка с хлебом
А жена – это верный спутник жизни боевого
казака, объект почитания наравне со старшими и младшими. Это уважение
было беспредельным и на долгие годы укрепляло связь между поколениями. Зная это, мы воплотили все в работе. Фигуры казаков на нашем панно говорят о многом из традиций существования этих людей. Казачка успевала и порядок в доме держать, и за скотиной присмотреть и детей воспитать достойно, сшить одежду для своей семьи, украсить ее вышивкой, хлеб испечь, гостей встретить и угостить. Сделанные вещи хранили долго, ведь в них был заложен труд и трепет мастерства.
Слайд 11Церковь
Все заботы житейские и радости отодвигались в сторону, когда
люди приближались к воротам церкви. Здесь они останавливались, склоняли головы,
крестились на купола. В храме, настроившись на торжественный лад, покупали, зажигали и ставили свечи, отвешивали поклоны в сторону икон. Почитаемая казаками церковь всегда строилась в особом месте и была видна издалека.
Слайд 12Разнотравье
На Кубани лесов было мало и поэтому к дереву у
казаков были особые чувства. О них даже слагали песни. Еще
на Кубани много было полян, мокрых балок , нераспаханных земель и разнотравье. Вот и на нашем панно взгляд притягивает волшебная скатерть – самобранка луговых трав. А на ней ковер из цветов: чабрец, цикорий, горицвет, маки, васильки, мята, полынь, седые пучки ковыля, ромашки, земляника…
Слайд 13Тема 2. « Кубанские просторы»
Это панно на поверхности фанеры с
различными элементами декоративно-прикладного творчества. Оно включает в себя обобщение знаний
о многообразии быта казаков.
Все, что отражено в данной композиции имеет определенный смысл и понятен: облик родных станиц в предгорье с урожайными полями, стогами сена, колодцем на подворье, окруженными балками да зарослями терновника. Все это и многое другое имеет место в нашем проекте.
Слайд 15Тема 3. « Мир и дом»
Живой и растительный мир Кубани.
Красная книга Кубани. Охрана природных комплексов Кубани. Растениеводство. Дом -
жилище, дом - семья, дом - жизнь человеческая от рождения до кончины. Мир села: околица, огород, колодцы, жилые дома и подворья, церковь как организующий центр мира людей. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем. Обряды при закладке фундамента.
Слайд 16Тема 4. « Своя хатка- родная матка»
Интерьер казачьего жилища. Роль
украшений интерьера, их символика, место и роль в жизни каждого
члена семьи. Праздничное и повседневное убранство хаты. Искусство в быту казаков. Утварь: деревянная, глиняная. Вышивка в доме: красота и покой в семье. Сюжеты вышивки, смысл отдельных орнаментальных мотивов.
Слайд 17Тема 5. « Жизнь человека в казачьем доме»
Внутренний строй большой
казачьей семьи. Место в ней каждого члена семьи. Рождение ребенка
и сопутствующие этому радостному событию семейно-бытовые обряды. Выбор имени. Крещение. Разучиваем колыбельные песни, потешки, прибаутки. Игровая культура детства и отрочества. Игры для разных периодов в доме и вне дома. Праздники и праздничное поведение, характерное для людей разного возраста. Народные представления о нравственных обязанностях младших перед старшими.