Слайд 1К.Д.Ушинский – великий русский педагог, писатель, патриот
Подготовил
Талалаев Владислав
студент 2 курса
Физико-математического факультета
“Донбасский Государственный Педагогический Университет”
Слайд 2 Сделать как можно больше пользы моему Отечеству — вот
единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять
все свои способности.
Из юношеского дневника Ушинского.
Слайд 3 Великий русский педагог К. Д. Ушинский - основоположник русской педагогической
науки, до него в России не существовавшей. Он создал теорию
и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.
Слайд 4 Трудно назвать другого педагога дореволюционной России, который бы пользовался таким
авторитетом, такой любовью детей, родителей и учителей, как Константин Дмитриевич
Ушинский.
Слайд 5Детство и юность
Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году в
г.Новгород-Северский в семье дворянина, в родной семье получил хорошее воспитание.
Учился
в новгород-северской гимназии.
Слайд 6 В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен,
поступил на юридический факультет университета.
Учился Ушинский блестяще. Но с
детства его здоровье было очень слабым, а городская жизнь и усиленные занятия действовала на него пагубно.
Слайд 7
Ушинский пристально и внимательно следит за политической жизнью и
политической борьбой у себя на родине и в Европе; он
пытается разобраться в этой борьбе, чтобы найти свое место и определить свою жизненную роль.
Большое влияние на него оказал великий современник — Виссарион Григорьевич Белинский, который оставался для Ушинского до конца жизни его самым любимым писателем.
Слайд 8 В последнем году пребывания в университете Ушинский вел дневник. 13
ноября 1844 года он записывает: «Приготовлять умы! рассеивать идеи!.. вот
наше назначение... Отдать все потомкам, которые забудут и имена наши... знать все это и все-таки отдать им и жизнь свою, — велика любовь к истине, ко благу, к идее! велико назначение!»
Юношески восторженные слова, но серьезен и велик смысл их: обречь себя на жертву для блага народа.
Слайд 9Педагогическая деятельность
Ушинский окончил Московский университет с золотой медалью в 1845
году, имея от роду 21 год. Его научный руководитель профессор
Редкий дал ему блестящую аттестацию.
И уже через год Ушинский утвержден исполняющим обязанности профессора в Ярославском Демидовском юридическом лицее
Слайд 10 Но через 6 лет Константин Дмитриевич прекратил работу в лицее,
так как ему приходилось терпеть мелочные придирки со стороны начальства.
С
1852 года он занимается литературной деятельностью (журнал «Современник»), изучает иностранные языки. Ушинский был человеком высокой образованности, он свободно владел английским, французским, немецким языками. И хорошо владел родным языком, его высоким нравственным слогом.
Слайд 11
В 1855 году Константина Дмитриевича назначили преподавателем словесности и законоведения
Гатчинского сиротского института, а вскоре затем – инспектором этого института.
С первых же дней своей работы Ушинский был поражен царившим в институте пренебрежением к живой душе ребенка.
Слайд 12 Ушинский стал настаивать, чтобы центром и основой школы стал педагогический
персонал. Учитель должен помнить, что с преподаванием нераздельна и воспитательская
работа.
Основным педагогическим требованием, которое именно с этого момента было выдвинуто Ушинским, явилось требование непосредственного влияния личности педагога на ребенка.
Слайд 13 В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института.
Сгруппировав
в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение
совершенно новые начала.
Слайд 14 В то время образование считалось вредным для женщин. Но
Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в
семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город.
Слайд 15 К. Д. Ушинский как талантливый педагог стал знаменитым по всей
России. Ему даже поручили письменно изложить свое мнение о воспитании
наследника престола.
Слайд 16 Его преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старой закалки, не
стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Несмотря на то что Ушинский
находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу.
Слайд 17
Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он
посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады,
приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.
Слайд 18
Ушинский едет в Гейдельберг,
где общается с известнейшим
русским врачом Пироговым.
При общении с ним он окреп
духом и продолжил научную
деятельность
Модернизируемой стране нужны были школы, для школ - учителя и книги. Ушинский горячо ратовал и за обучение самих учителей и ввел новую форму для этого – семинары.
Слайд 19
Последние годы жизни
В последние годы жизни Ушинского произошли тяжёлые
события – смерть любимого сына, тяжёлая болезнь, окончательно подточившая его
здоровье… Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи предпринял поездку в Крым, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье. При отъезде оттуда он простудился и скончался в Одессе.
г.Одесса, бывшая гостиница «Северная». В этой гостинице жил и 3 января 1871 года на 47 году жизни скончался от воспаления легких великий российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Слайд 20
Константин Дмитриевич Ушинский похоронен в Киеве на территории Выдубецкого
монастыря
Слайд 21Педагогическая система К.Д.Ушинского
Основа его педагогической системы — требование демократизации народного
образования и идея народности воспитания.
Ушинский разработал цельную дидактическую систему.
В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста.
Слайд 22 Педагогические принципы Ушинского
1. Обучение должно строиться
с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно
быть посильным и последовательным.
2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.
3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли – естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.
4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни познания.
Слайд 23 Педагогические идеи отражены в основных трудах Ушинского –
2 книгах для первоначального классного чтения: «Детский мир» (1861) и
«Родное слово» (1864), а также фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (1868-69) и других педагогических работах.
Слайд 24
В капитальном труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский показал,
что такое человеческая психика, над воспитанием которой работает педагог, каким
законам подчиняется ее развитие.
Слайд 25 Благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение
к ученикам, уважение к личности ребёнка.
Слайд 26 «Детский Мир» и «Родное слово» - это были первые
в России учебники для начального обучения детей, первые массовые и
общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров
Слайд 27
Учебник «Родное слово» выдержал 147 изданий. Он состоял из двух
книг: «Азбуки» и «Первой после Азбуки книги».
В нем
впервые использовано для школьного употребления множество произведений русской народной литературы.
Слайд 28
В книге, кроме тщательно подготовленных художественных материалов (стихотворений, басен, сказок
и т.д.), Ушинский поместил свои статьи о деревьях, животных и
т.п., которые отличались простотой, научным содержанием и образностью содержания.
Слайд 29
Книга «Детский мир» сразу стала использоваться в различных учебных заведениях.
Она давала большой и систематизированный материал по естествознанию, географии и
истории. Потребность в такой книге для младших классов была настолько велика, что уже в первом году потребовалось три издания, и затем издания повторялись каждый год.
Слайд 30Но Ушинский идет дальше. Он дает в руки родителей и
учителей руководство к своему «Родному Слову», имевшее благотворное и широчайшее
влияние на русскую народную школу. Это его знаменитое «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Оно долгое время оставалось лучшим пособием по методике родного языка.
Слайд 31
В обучении и воспитании К. Д. Ушинский ставил на первое
место изучение родного языка, которое, по его убеждению, составляет не
только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные. Так Ушинский развивал гуманистическую сущность педагогики.
Слайд 32К.Д.Ушинский - писатель
Большинство детей в нашей стране с
детства знакомо со сказками и рассказами, которые или сочинил, или
пересказал, обработал Ушинский.
Слайд 33
В интересных рассказах К.Д.Ушинский раскрывал перед детьми многообразие окружающего их
мира, с малых лет прививал детям правильные понятия о жизни,
о взаимоотношениях людей. Ушинский писал о труде простых людей: крестьянина, кузнеца, пекаря, портного...
Слайд 34
Память
Ежегодно проводятся педагогические чтения
Утверждена медаль К.Д.Ушинского, которой награждаются за
выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования
лучшие учителя, ученые и общественные деятели.
Памятник К.Д.Ушинскому стоит
в самом центре Киева
Слайд 36Имя Ушинского носят
Ярославский государственный педагогический институт
Государственная Научная Педагогическая
библиотека
Слайд 37
Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же,
как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш
народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор.
Друг и ближайший соратник Л. Н. Модзалевский
Слайд 38
Источники иллюстраций:
http://saveimg.ru/pictures/06-07-11/4cb172ea90293e26a202ce7fe15817b0.jpg
http://lib.rus.ec/a/28822
http://citycatalogue.ru/Ukraine/Novhorod-Seversky
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post154146256/
http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/06/14/protoierej_andrej_tkachev_deyatelnost_belinskogo_zhivoj_urok_dlya_vseh_nas/?p=1
http://andcvet.narod.ru/Jroslavl/01/sam1.html
wap.panevin.ru
http://history-gatchina.ru/town/gsi/
http://irene-f.livejournal.com/71249.html
http://vk.com/id47074408
http://www.liveinternet.ru/users/insurgentka/post216190428/
http://otdahni.ru/gdefon/unikshort/full/217600-unikfull
www.liveinternet.ru
http://ezraton.co.il/viewtopic.php?f=16&t=53
http://m-necropol.narod.ru/ushinskiy.html
Слайд 39
Источники иллюстраций:
http://www.speakrus.ru/articles/kb/easter/index.htm
http://zenon74.ru/school/kogda-ischezaet-narodnyi-yazyk-naroda-net-bolee-konstantin-ushinskii
http://www.divximiz.com/forum/files/predmet-vospitaniya.html
http://www.lokkprf.ru/news/page_122/zpdria070611/
http://irene-f.livejournal.com/71249.html
http://read.ru/id/374781/
http://novikova-olia2011.ya.ru/posts.xml?tb=120
http://orthgymn.ru/publish/rodnoeslovo/ushinsk.php
http://www.100book.ru/detskij_mir_hrestomatiya_b213251.html
http://www.lokkprf.ru/news/page_122/zpdria070611/
http://www.interpres.ru/catalog/print.php?kod=000637
http://www.libex.ru/?cat_page=2&pg=8431
http://russo.com.ua/hudojestvennaya_entsiklopediya/page/smolnyiy.3290/
http://www.eskrus.ru/geid/
Слайд 40
Источники иллюстраций:
http://tanush.livejournal.com/220682.html
http://www.mirknig.com/knigi/belletristika/1181272711-zapretnye-zhelaniya.html
http://www.twirpx.com/file/751733/
http://www.bookin.org.ru/book/382412
http://www.mosgu.ru/_subdomains/ilinskiy/awards/ushinsky.php
sightseen.turistua.com
http://ru.jazz.openfun.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%B8%D0%BC._%D0%9A._%D0%94._%D0%A3%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE
http://www.notetur.ru/photo/index.php?country=13&group=64&offset=10&image=864
http://www.my-article.net/get/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%B4
Слайд 41
Источники текстовой информации:
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/ushinskij
http://www.kotmurr.spb.ru/library/ushinskij/
http://biography.yaxy.ru/01200105.htm
http://vp-ch.ru/node/13
http://tulamen.ru/publ/7-1-0-9