Слайд 1Кейс – метод в обучении персонала организации
Выполнила студентка
группы УПб-2601-01-00
Соболева Карина
Слайд 2План
Понятие кейс – метода.
История зарождения.
Цель кейс – метода.
Особенности кейс –
метода.
Виды кейсов: когда и где использовать.
Разработка кейса.
Этапы разработки кейса.
Взаимодействие между
субъектами кейс – метода.
Алгоритм проведения кейс – метода.
Преимущества и недостатки кейс – метода.
Заключение.
Слайд 3Понятие кейс – метода
Кейс
– метод — (англ. «case – study» — исследование, анализ
случая) техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес–ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Слайд 4История зарождения
Метод был
впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году, чьи преподаватели быстро
поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
Слайд 5 В настоящее время сосуществуют две
классические школы case-study - гарвардская (американская) и манчестерская (европейская). Для
первой школы целью метода является обучение поиску наиболее верного решения, а вторая предполагает несколько вариантов решения.
Слайд 6Цель кейс – метода
Цель
метода заключается в том, чтобы сформировать у слушателей такие навыки,
как:
самостоятельный или групповой анализ и структурирование информации;
выявление ключевых проблем и поиск альтернатив в их решении;
оценка эффективности решений, в результате которой выбираются оптимальные пути решения проблем и вырабатываются программы действий.
Слайд 7 Основное предназначение кейс-метода — формирование
модели мышления, позволяющей идентифицировать ситуации, подобные тем, что встречались ранее
в практике работы, и принятие наиболее эффективных решений по разрешению рассматриваемых проблем.
Слайд 8Особенности кейс – метода
Кейс-метод
характеризуется следующими особенностями:
1) может быть реализован только благодаря осуществлению исследовательского
процесса и аналитических процедур;
2) является методом коллективного обучения в виде работы в группе (или подгруппах) и взаимообучения;
3) влияет на развитие обучающихся, так как способствует формированию многообразных личностных качеств обучаемых;
4) характеризуется эффектом синергии, суть которого заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов приумножения знания, обмена открытиями и т.п.;
Слайд 95) выступает в виде проекта, который включает в себя процесс
разрешения рассматриваемой проблемы на основании кейса, состоящего из технического задания
и информации, необходимой для поиска решений;
6) предусматриваются влияние на активность обучающихся, стимулирование их успехов и достижений. В этом контексте достижение успеха является движущей силой этого метода.
Слайд 10Виды кейсов: когда и где использовать
Кейсы классифицируют по 3 основаниям:
тип решаемой задачи;
объем кейса;
источник
информации.
К видам кейсов относятся:
проблемный — ситуационный;
комплексный — мини-кейс;
реальный — вымышленный.
Слайд 11Проблемный кейс
В чем особенность: описывают
некую затруднительную ситуацию в компании, при этом проблема не определена.
Ее нужно найти и решить.
Когда использовать: в рамках обучения топ-менеджеров стратегическому менеджменту и аналитическому подходу, а также при аттестации топ-менеджеров.
Слайд 12Ситуационный кейс
В чем особенность: описывается
ситуация делового взаимодействия. Задача: найти оптимальное решение.
Когда использовать: для развития у сотрудников поведенческих компетенций (постановка задачи, обратная связь и др.)
Слайд 13Комплексный кейс
В чем особенность: содержит
большой объем информации. Детально описывается компания и ее организационная структура.
На его изучение отводится несколько дней.
Когда использовать: Преимущество комплексного кейса — возможность развивать несколько компетенций одновременно. Хорошо подходит для командной работы и обучения в группе, аттестации персонала.
чем особенность: дает краткое описание конкретной практической ситуации. Объем информации
минимальный, но достаточный для принятия решения.
Когда использовать: при проведении «навыковых» тренингов для персонала среднего и высшего звена (например, менеджеров по продажам или персоналу).
Слайд 15Реальный кейс
В чем особенность: вся
фактическая информация кейса взята из реальной жизни. Менеджеры по персоналу
часто используют информацию о своей компании. Это повышает обучающий эффект за счет прикладного характера кейса.
Когда использовать: в процессе адаптации и обучения новых сотрудников, при оценке и аттестации персонала.
Слайд 16Вымышленный кейс
В чем особенность: основан
на вымышленных данных. Такая информация не обеспечивает правдоподобия и необходимой
детализации.
Когда использовать: применяется редко. Требует определенного мастерства специалиста - разработчика кейса. Этот вариант обычно используют для мини-кейсов.
Слайд 17Разработка кейса
Разработка кейса — процесс
достаточно трудоемкий. Часто удобнее использовать специализированные сборники, в которых есть
примеры кейсов для развития или оценки различных компетенций.
Слайд 18Этапы разработки кейса
1. Определить цель создания кейса - например, развить
какую-то конкретную компетенцию.
2. Идентифицировать конкретную ситуацию, реально сложившуюся в компании.
3.
Провести предварительную работу по поиску источников информации.
Слайд 194. Собрать информацию и данные, используя различные источники, включая контакты
с руководителями подразделений, в которых менеджер по персоналу планирует проводить
обучение.
5. Подготовить первичный вариант представления материала. Этот этап включает отбор, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т. д.).
6. Обсудить кейс с руководителями заинтересованных подразделений, провести апробацию.
7. Подготовить методические рекомендации по использованию кейса. Разработать задания для обучающихся и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса.
Слайд 20Взаимодействие между субъектами кейс – метода
В процессе обучения персонала
с применением кейсов осуществляется взаимодействие между следующими субъектами:
•
тренер (преподаватель) — им может быть внутриорганизаци- онный специалист по обучению персонала или внешний контрагент;
• обучающиеся (слушатели) — сотрудники организации разных категорий (специалисты, руководители), проходящие обучение.
Слайд 21Алгоритм проведения
кейс – метода
Слайд 22Преимущества и недостатки
кейс – метода
Слайд 23Преимущества и недостатки
кейс – метода
Слайд 24Заключение
Благодаря обучению с кейс –
заданиями у руководителей формируются определенные шаблоны решений различных ситуаций, что
позволяет им не только сократить затраты на решение проблемных вопросов, но и оптимально распределить имеющиеся у организации ресурсы, управление которыми приведет ее к успеху.
Слайд 25Список литературы
Кейс – метод [Электронный ресурс] // «Директор по персоналу»
– практический журнал по управлению человеческими ресурсами – Режим доступа:
https://www.hr-director.ru/article/66448-keys-metod-sposob-obucheniya-18-m12
Кейс – метод в обучении персонала [Электронный ресурс] // HR – Portal – Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/keys-metod-v-obuchenii-personala
Кейс – метод как технология обучения управленческого персонала организации [Электронный ресурс] // StudRef.com – Режим доступа: https://studref.com/453572/menedzhment/keys_metod_tehnologiya_obucheniya_upravlencheskogo_personala_organizatsii
Метод кейсов [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_кейсов