Слайд 1КЕЙС:
Энергоснабжение удаленных территорий Арктики и Дальнего Востока
Выполнила студентка
группы
ГМУ 4-4,
Тибилова Диана, Брагина Кристина,
Новоселов Даниил, Марашев Муслим,
Лапшин Александр, Репин
Лев,
Кондрашова КсенияСамвел
Слайд 2Основные проблемы, сдерживающие реализацию социально-экономического потенциала Арктики и Дальнего Востока
Экстремальные
природно-климатические условия
Слабая обеспеченность транспортной и энергетической инфраструктурой
Экономическая и инфраструктурная изоляция
от остальной части РФ
и
наиболее развитых российских рынков
Очаговый характер расселения с низкой плотностью населения
Специфичность условий ведения сельского хозяйства
Слайд 3Основные группы потребителей электроэнергии
Энергетическая система Арктики характеризуется наличием множества
обособленных энергоузлов, разрозненностью потребителей энергоресурсов и северным завозом органического топлива,
ставшим одной из основных проблем населения и администраций арктических регионов.
При доле населения арктических регионов менее 2% от общей численности населения России, доля их суммарного потребления электроэнергии составляет 3,6%.
Слайд 4Основные группы потребителей электроэнергии в Арктики и Дальнем Востоке
Наиболее
распространенный источник энергоснабжения – дизельная электростанция. Ими оборудованы многочисленные станции как
в Арктике: "Остров Голомянный", "Обсерватория имени Эрнста Кренкеля", так и все российские антарктические станции: "Восток", "Прогресс", "Мирный" и др.
Слайд 5Как утверждают сотрудники Института систем энергетики им. Л. А. Мелентьева
Сибирского отделения РАН, затраты на передачу и сбыт электроэнергии во
всех локальных энергосистемах превышают затраты на генерацию (которая тоже не в две копейки обходится).
Причина — потери в энергосетях таких регионов, доходящие до 20%. В итоге даже тарифы в размере 6 руб/кВт·ч не покрывают расходов генерации и распределения. А значит, даже априори более дорогая эксплуатация малых АЭС в условиях АЗ оказывается выгоднее.
Слайд 6Наиболее остро проблема электроснабжения выражена в Ненецком автономном округе
На территории
НАО находится 44 населенных пункта
В большинстве населенных пунктах электроснабжение осуществляется
за счет собственных изолированных систем электроснабжения( как правило это дизельные электростанции, которые имеют высокую себестоимость производства электроэнергии, которая доходит до 80-120 руб за КВт/час)
Топливо для этих систем из за отсутствия развитой транспортной инфраструктуры завозят раз в год в рамках северного завоза.
На территории округа функционирует всего лишь одна электростанция Ньяран-Марская электростанция (38.15МВт) расположена вблизи города Ньяран-Мар.
Слайд 7Наиболее остро проблема энергоснабжения выражена в Усть-Куйга, Якутия
Стоимость котельно-печного
топлива для труднодоступных северных районов достигает 5–8 тыс. руб./т усл.
топл., дизельного — 30–35 тыс. руб./т и пре восходит цену на мировом рынке в 2–3 раза. Для иллюстрации сложности процедуры северного завоза можно привести схему поставки нефтепродуктов и перспективную схему поставки угля для нужд Усть-Янского улуса Якутии. Нефтепродукты поставляются полностью извне от заводов поставщиков. Топливо доставляется железнодорожным транспортом до накопительного порта в г. УстьКуте (Иркутская область, р. Лена) с последующей перевалкой через нефтебазу в танкерный флот Ленского речного пароходства для доставки по р. Лене через Северный морской путь до устья р. Яны.
Отдельной проблемой является наличие северного завоза. При осуществлении этой дорогостоящей процедуры, на которую ежегодно из средств федерального и региональных бюджетов выделяются сотни миллионов рублей, доля транспортной составляющей в структуре стоимости топлива может достигать 70%
Слайд 8Нормативные документы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
Указ Президента
Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О
некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.
План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ от 13 ноября 2009 года № 1715-р
Слайд 9Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности
1. Формирование и осуществление государственной политики в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2. Разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3. Координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными бюджетными учреждениями
4. Определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;
5. Установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;
Слайд 10Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
1. Проведение государственной политики в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2. Разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3. Установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности
4. Установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
5. Информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
Слайд 11Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической
эффективности
Разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности;
Установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами
Координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями
Слайд 12Мировой опыт
Гренландия:
Централизованного энергоснабжения на острове нет, в каждом населённом
пункте имеются свои источники выработки электроэнергии
До начала 1990-х годов вся
электроэнергия на острове производилась дизель-генераторами на привозном топливе
Активное использование местных ветро- и гидроресурсов, что в последние годы позволило обеспечить выработку примерно 70% электроэнергии на основе возобновляемых ресурсов
Сейчас в Гренландии работают пять ГЭС в том числе ГЭС в Иллулисат – единственная в мире подземная гидроэлектростанция, построенная в зоне вечной мерзлоты.
Гидроэлектростанции на сегодняшний день вырабатывают в Гренландии более 70% электроэнергии.
Слайд 13Мировой опыт
Аляска:
Опыт использования геотермальных источников
Ветроэнергетика получила на Аляске также широкое
распространение
Законодательное собрание Аляски приняло законы, согласно которым к 2025 г.
50% электроэнергии должно вырабатываться на базе возобновляемых источников. В 2008 г. штат создал специальный фонд, который выделяет 50 млн дол. в год на поддержку возобновляемой энергетики
Слайд 14Мировой опыт
Северные регионы Канады(Юкон, Северно-западные территории и Нунавут):
Перспективным направлением представляется
использование солнечной энергии
Солнечные батареи позволяют сократить количество потребляемого обычными генераторами
топлива.
Основным ограничением для применения данной технологии на Севере является ее сезонность.
Наряду с производством электричества, солнечная энергия используется летом для выработки тепла и горячей воды. В частности, Северо-Западные территории уже производят таким способом 79 МВт/ч тепла
Слайд 15Основные способы решения энергетических проблем и удовлетворения потребностей Арктической зоны
в энергии.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Достижение указанной цели требует последовательного продвижения в решении следующих основных задач:
повышение эффективности воспроизводства, добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на них;
модернизация и создание новой энергетической инфраструктуры на основе масштабного технологического обновления энергетического сектора экономики страны;
формирование устойчиво благоприятной институциональной среды в энергетической сфере;
повышение энергетической и экологической эффективности российской экономики и энергетики, в том числе за счет структурных изменений и активизации технологического энергосбережения;
дальнейшая интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему.
Слайд 16Главные стратегические ориентиры долгосрочной государственной энергетической политики
энергетическая безопасность;
энергетическая эффективность экономики;
бюджетная
эффективность энергетики;
экологическая безопасность энергетики.
К числу основных составляющих государственной энергетической политики
относятся:
недропользование и управление государственным фондом недр;
развитие внутренних энергетических рынков;
формирование рационального топливно-энергетического баланса;
региональная энергетическая политика;
инновационная и научно-техническая политика в энергетике;
социальная политика в энергетике;
внешняя энергетическая политика.
Слайд 17 Механизмам осуществления государственной энергетической политики
создание благоприятной экономической среды для
функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование
и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);
введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;
стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах;
повышение эффективности управления государственной собственностью в энергетике.
Реализацию государственной энергетической политики предусматривается осуществлять в 3 этапа с целью обеспечения:
последовательного продвижения по пути достижения целей и решения задач настоящей Стратегии;
координации указанной политики с социально-экономическим развитием страны в целом;
учета качественных различий во внешних и внутренних условиях развития и параметрах состояния энергетического сектора, а также в характере и направленности мероприятий государственной энергетической политики в разные периоды ее осуществления.
Слайд 18 Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящей
Стратегией, российский энергетический сектор внесет важнейший вклад в переход к
устойчивому инновационному развитию российской экономики и обеспечит: расширенное воспроизводство совокупного энергетического потенциала России; необходимое развитие энергетической инфраструктуры; стимулирование инновационного развития смежных отраслей. Россия станет региональным лидером в сфере обеспечения евразийской энергетической безопасности на основе:
экологическая безопасность и эффективность развития и функционирования топливно-энергетического комплекса с ограничением объема выбросов парниковых газов к 2030 году до уровня
100 - 105 процентов объема указанных выбросов в 1990 году.