Слайд 1Возрастные особенности развития детей
от 5 до 6 лет
Группа №
3
2018-2019
Слайд 2«Возрастной портрет ребёнка»
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей
ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего
мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш ребенок:
Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти
24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Слайд 3Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание,
поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное
внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
Слайд 4Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия
с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к
играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся
затем и в других видах деятельности.
В этом возрасте ребенку еще нужен
внешний контроль — со стороны его
товарищей по игре. Дети контролируют
сначала друг друга, а потом — каждый
самого себя.
Стремится к большей самостоятельности.
Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Слайд 5Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит
играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр
может быть уже достаточно существенной.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
Слайд 6Социальное развитие
Социальное развитие ребёнка 5-6 лет – это процесс, во
время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит
малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения.
Особенности, которые должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным:
способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры;
способность сосредоточенно работать 10-15 минут;
способность оценить качество своей работы в общем;
умение планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;
способность самостоятельно исправить ошибку в своей работе.
Слайд 7Развитие речи
Способность правильно воспроизводить
все звуки родного языка;
способность к простейшему
звуковому
анализу слов;
хороший словарный запас (3,5-7 тысяч слов);
грамматически правильное построение
предложения;
умение самостоятельно пересказывать или составлять рассказ по картинкам;
свободное общение со взрослыми и сверстниками.
Слайд 8Развитие интеллекта
Способность к классификации предметов, простейшим умозаключениям;
элементарный запас сведений и
знаний об окружающем мире;
способность к произвольному вниманию, однако оно ещё
не устойчиво (10-15 минут);
способность воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание;
количество одновременно воспринимаемых объектов невелико - 1-2;
преобладает непроизвольная память;
легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
способность к овладению приёмами логического запоминания (смысловые соотношения и группировка);
неспособность быстро и часто переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Слайд 9Вам, как его родителям, важно:
С уважением относиться к его фантазиям
и версиям; не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное
фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Слайд 10Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только
в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и
вместе рассматривая варианты выхода из нее.
Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Слайд 11Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок
охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование
и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
По возможности, не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
Слайд 12На вопросы о смерти отвечать по возможности честно, в соответствии
с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что
отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая не бояться. Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.
Слайд 13взаимопонимания вам с детьми!
Пятилетки. Первая зрелость.