Слайд 1МЕНЕДЖМЕНТ
ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Слайд 2СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Менеджмент досуговых объединений - особое
управленческое явление. Обладая чертами "классического" менеджмента он не представляет собой
менеджмент учреждений и организаций в традиционном понимании, опирается не на персонал – технологии, не преследует цели извлечения прибыли, не является аналогом систем административного управления.
Слайд 3ОТЛИЧИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Отсутствуют категории и понятия: «персонал», «клиент», «сделка»,
«прибыль», «материальное стимулирование»;
Цели и задачи, программу деятельности формируют сами члены
и участники объединения;
Направленность на удовлетворение интересов и потребностей участников, обеспечение их самореализации;
Духовная мотивация деятельности;
Слайд 4 СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Менеджмент досуговых объединений предполагает
возможности влияния на социокультурную реальность и управление культурными процессами. Это
социальный маркетинг и производство общественных благ, волонтариат, как система нематериального стимулирования деятельности добровольцев в общественных целях, изменение содержания культурных ориентаций социальных групп, сохранение и изменение культурной среды обитания и многое другое.
Слайд 5СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Менеджмент досуговых объединений близок, но не всегда
идентичен менеджменту нонпрофитной сферы. К некоммерческим организациям относятся: потребительская кооперация,
религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, ассоциации и союзы коммерческих организаций, ряд организаций выполняющих "содержательную" миссию – (оказание помощи инвалидам, престарелым), организации реализующие проекты в рамках некоммерческого партнерства.
Слайд 6СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Специфика менеджмента досуговых объединений обусловлена и сущностными
характеристиками профессиональной деятельности в сфере досуга. Это различные социокультурные инициативы,
любительские объединения, коллективы самодеятельного художественного творчества, туристические группы, добровольчество; деятельность по разработке и реализации культурно - досуговых программ, ориентированных на потребности и решение проблемных ситуаций членов и участников досуговых объединений; социокультурная анимация, социальная работа, социальное посредничество, милитарная анимация, социально – профилактическая деятельность.
Слайд 7СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Менеджмент досуговых объединений предполагает непосредственную работу в
социуме. Соответственно, в практике МДО доминируют социально - педагогические и
социально – маркетинговые технологии, опирающиеся на научные разработки как в области социокультурного менеджмента, так и широкого круга психолого - педагогических дисциплин.
Слайд 8СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В отношении творческих работников (музыкантов, актеров,
певцов, художников, писателей, композиторов) вопросы измерения и роста производительности труда
лишены смысла. Производительность труда художника невозможно оценивать с точки зрения количества написанных работ, а производительность труда оперного певца — с помощью числа данных концертов. Очевидно, что ценность деятельности исполнителей определяется не количественным, а творческим результатом работы.
Слайд 9СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В отличие от современного менеджмента организаций
и учреждений, ориентированных на прибыль и выживание, формирующего в рамках
глобализации "человека потребляющего", активизируя его потребительский инстинкт, менеджмент досуговых объединений ориентирован на формирование "человека творческого".
Слайд 10ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ МЕНЕДЖЕРА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Досуговые объединения – это сфера свободного
самовыражения личности. Свобода здесь выступает условием развития индивидуальности участников. Следовательно,
менеджерские функции трудно свести к неким "должностным функциональным обязанностям". В данной ситуации возникает потребность в позиционировании личности руководителя, лидера в отношении как объекта и предмета деятельности, так и личности участников.
Слайд 11ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ МЕНЕДЖЕРА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Функциональная диспозиция менеджера – (диспозиция от
лат. dispositio - расположение – план расположения) - это исходная
организационно или социально-психологически дистанцированная позиция, включающая: целевую установку, условия деятельности, социальную роль, организационные возможности и психолого – педагогические ресурсы обеспечения деятельности. Функциональная диспозиция менеджера – не должность, хотя в ряде случаев они могут совпадать по своей сути.
Слайд 12 ДИСПОЗИЦИЯ КУРАТОРА ОБЪЕДИНЕНИЙ
Куратора самодеятельного или самодеятельных объединений. Основные задачи
в деятельности менеджера здесь заключаются в оказании содействия, помощи, объединению,
патронаже. Главное в его деятельности – создание условий, позволяющих оптимизировать сферу досуга.
Директор подросткового клуба, руководитель отдела художественного творчества культурно – досугового учреждения являются, по сути, кураторами объединений.
Слайд 13 ПОСРЕДНИК-КООРДИНАТОР
Функциональная диспозиция посредника - координатора отличается тем, что на
добровольной основе часть решения проблем делегируется объединениями конкретному лицу. От
имени объединения он наделяется определенными полномочиями. Как правило, это авторитетный профессионал, знающий содержание и пространство деятельности досуговых объединений, их социально – культурные характеристики, информированный о личности лидеров и поддерживающий с ними постоянные контакты.
Слайд 14 ПОСРЕДНИК-КООРДИНАТОР
Такой менеджер обладает связями и возможностями решения вопросов в
официальных структурах. Большинство неформальных молодежных объединений не склонны решать свои
проблемы вступая в непосредственный контакт с представителями власти или иных официальных структур. В такой ситуации посредническая деятельность позволяет наладить конструктивный диалог, способствовать интеграционным тенденциям в культуре, предотвращать конфликты и негативные явления.
Слайд 15РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Данная функциональная диспозиция наиболее характерна для сферы самодеятельного
художественного творчества, ряда борющихся за свои права объединений или туристской
группы. В данном случае совпадение диспозиции и должности является вполне закономерным явлением, отражающим в практическом менеджменте сочетание управленческих и педагогических технологий.
Слайд 16ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
специалист, работающий по найму - выполняет менеджерские функции на
договорной основе. Многие объединения со сложной структурой и многочисленным составом,
элитарные клубы, общественные, благотворительные и иные некоммерческие фонды используют профессиональный социокультурный менеджмент. В качестве примеров можно привести "Клуб Петербуржцев", "Дворянский клуб", "Купеческий клуб" отделения ряда творческих союзов Санкт - Петербурга, имеющих профессиональный персонал.
Слайд 17КОМПЕТЕНТНОГО УЧАСТНИКА
В странах ЕС подготовка по данному направлению
осуществляется в ряде высших учебных заведений по квалификации "бакалавр милитарной
анимации". Выпускники направляются на работу в качестве членов и участников в борющиеся за свои права объединения. Их задача – оказывать влияние на руководство, участников и оказывать им квалифицированную помощь и содействие в решении законными способами своих проблем.
Слайд 18КОНСУЛЬТАНТ
в отличие от посредника - координатора осуществляет свою деятельность на
разовой основе. Иная функциональная диспозиция маловероятна для таких объединений как
клубы альтернативного типа и "аутсайдерской идентичности", нетрадиционные религиозные объединения и некоторые другие.
Слайд 19АГЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Агенты социокультурных изменений - это интеллектуалы или
“культурные эксперты”. Их деятельность основана на применении специальных маркетинговых и
социально - педагогических технологий позволяющих осуществлять новую культурную политику, изменять системы ценностей, содержание культурной деятельности социальных групп.
Слайд 20АГЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Таким менеджером может являться идеолог и
руководитель общественного движения, администратор в органах управления, разработчик и организатор
- исполнитель культурных проектов и программ различного уровня, меценат. Данную роль также выполняют секретариаты творческих союзов, правления различных объединений альтернативного типа, организаторы фестивалей, конкурсов в сфере художественного творчества и т.п.
Слайд 21ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Организационно – аналитическая функция реализуется
в процессе формирования цели и задач деятельности объединения, определении ее
содержания, выработке стратегии и тактики поведения в социально - культурном пространстве, создания ресурсной базы и мобилизации участников. Объектами социокультурного анализа и маркетингово-коммуникационной стратегии на данном этапе выступают социально - культурные процессы и определяющие их факторы.
Слайд 22ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Функция правового обеспечения деятельности в значительной мере
зависит от функциональной диспозиции менеджера. Знание нормативной базы деятельности объединения
и ее правильная реализация – непременные условия успешности достижения поставленных целей.
Слайд 23ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Функция психолого - педагогического обеспечения
включает компетентность в вопросах мотивации деятельности и типологии участников, социально
- психологической структуры объединений, динамики их развития, анализа и разрешения внешних и внутренних конфликтов, стиля руководства и иных аспектов психологии управления.
Слайд 24ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Функция экономического обеспечения деятельности реализуется в процессе
формирования денежных ресурсов объединения на основе различных, в том числе
фандрейзинговых технологий. При необходимости, контроль эффективности использования ресурсов обеспечивается посредством использования возможностей стейкхолдеров (благотворители, фонды, профсоюзы, через создание попечительских советов объединений).
Слайд 25СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Презентацию подготовил
Д.п.н., профессор
А.А. Сукало