Слайд 1Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века
Ведущие тенденции развития образования на рубеже 20-21 веков.
Управление образованием и
его финансирование.
Дистанционное обучение.
Слайд 2Ведущие тенденции развития образования на рубеже 20-21 веков
Слайд 3Вторая половина XX в. — период крупномасштабных реформ в образовании.
Традиционно выделяют два этапа реформирования системы образования развитых стран Запада.
Слайд 4Первый этап
(60—70-е гг. XX в.)
Ставились и решались следующие задачи:
продление
сроков обязательного обучения;
превращение среднего образования из элитарного в массовое;
проведение структурной
перестройки школьного образования.
Слайд 5В ходе реформ 60—70-х гг. XX в. были достигнуты следующие
успехи:
расширен контингент обучаемых в начальной, средней и высшей школах, иерархические,
многотиповые структуры средних школ преобразованы в единую («всеохватывающую») школу;
ассигнования на образование росли в 1,5—2 раза быстрее национального дохода и стали крупнейшими статьями государственного бюджета (например, доля общих затрат на образование в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. составила во Франции — 5,5, ФРГ - 4,6%).
Слайд 6Однако организационная перестройка, рост количественных показателей в образовательной сфере не
всегда сопровождались повышением качества обучения и воспитания
Слайд 7На государственном уровне многими странами принимались правительственные документы, раскрывающие глубину
и остроту проблемы: «Нация в опасности» (США, 1983), «Лучшие школы»
(Великобритания, 1985), «Качество в образовании» (Швеция, 1984).
Слайд 8Второй этап
(80-90-е гг. XX в.)
Ставка делается на повышение качества
образования, совершенствование механизмов его реализации.
Слайд 9Важнейшие тенденции развития образования в конце XX века:
демократизация образовательных
систем, подразумевающая доступность и открытость образования, преемственность образовательных ступеней, расширение
автономии учебных заведений;
развитие рынка образовательных услуг;
влияние социально-экономических факторов на получение образования;
расширение сети вузов и рост студенческого контингента, изменение социальной базы студенчества;
Слайд 10Важнейшие тенденции развития образования в конце XX века:
поиск компромисса между
жесткой централизацией образования и автономией в сфере управления;
постоянное обновление и
модернизация школьных и вузовских программ и учебной литературы;
отход от традиционной ориентации на среднего стандартного учащегося, повышенный интерес к одаренным школьникам;
расширение частного сектора в образовании.
Слайд 11На образование в начале XXI в. влияние оказывают такие факторы,
как:
возрастание темпов научно-технического прогресса;
обострение конкурентной борьбы между странами;
глобализация политики, экономики
и культуры;
информатизация мирового сообщества.
Слайд 12Актуальной проблемой, по мнению специалистов, является функциональная неграмотность
Слайд 13Управление образованием и его финансирование
Слайд 14На Западе исторически сложились две системы управления образованием:
Централизованная распространена
в Италии, Греции, Португалии, Испании, Франции, Японии, Ирландии, России.
Децентрализованная присуща
США, Канаде, Австралии, Бельгии, Великобритании, ФРГ, Швейцарии.
Слайд 15Франция
Работа учебных заведений детально регламентировалась министерскими инструкциями и декретами.
Гипертрофированная централизация в 70-е гг. XX в. становится тормозом на
пути развития образования. Начинается процесс децентрализации, часть полномочий передается центром региональным и местным властям, но по-прежнему государственную политику в сфере образования определяет парламент и Совет министров, Министерство национального образования и культуры. Важные вопросы решаются совместно с консультативными органами (Высший совет национального образования, Национальный совет учебных программ и др.), в которые входят представители французской общественности.
Слайд 16США
В США федеральные власти никогда не обладали властными функциями
в сфере образования, которая традиционно находилась в зоне компетенции региональных
и местных властей. На уровне штата устанавливаются сроки обучения, условия приема в учреждения образования, источники и объем их финансирования.
Слайд 17Основная административно-территориальная единица в сфере образования — школьный округ. Вся
полнота власти сосредоточена в его руках. Школьный округ возглавляется комитетом
(5—7 человек), который регулярно избирается населением. Как правило, в комитет входят представители бизнеса, общественных организаций, церквей.
Слайд 18В ведении комитета находится широкий круг вопросов, таких как наем
и увольнение учителей, надзор за учебной и воспитательной деятельностью школ,
распределение финансовых средств между учебными заведениями, строительство зданий, сбор местных налогов на нужды школ и др.
Слайд 19В последние десятилетия XXв. налицо тенденция к децентрализации в странах
с централизованными системами управления образованием и, наоборот, к централизации в
странах с децентрализованными системами.
Слайд 20Повсеместно в мире прослеживается тенденция сокращения государственного финансирования системы высшего
образования
Слайд 21Сокращение государственного финансирования высшей школы стимулировало поиск инновационных подходов к
развитию университетов.
В ряде европейских стран (Швеция, Финляндия, Нидерланды, Великобритания и
др.) предпринята попытка создания предпринимательских университетов.
Слайд 22Предпринимательский, или инновационный, университет
По мнению американского исследователя Б. Кларка,
отличают 5 характеристик:
усиленное звено управления;
расширенная периферия развития;
диверсифицированная база финансирования;
вовлечение академических
структур в предпринимательскую деятельность;
интегрированная предпринимательская культура.
Слайд 23Диверсификация это -
(от лат. diversus разный + facere делать) –
разнообразие, разностороннее развитие; д. производства – одновременное развитие многих, не
связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий
/Словарь иностранных слов. – М., 1985. - С.162/.
Слайд 25Цель дистанционного образования -
дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом
месте, пройти курс вузовского обучения. По оценкам специалистов, дистанционное образование
— самая перспективная форма подготовки и переподготовки специалистов в XXI в. Оно обходится на 20—25 % дешевле, чем традиционные формы получения образования.
Слайд 26Дистанционное образование имеет ряд особенностей:
гибкость (обучение в удобное время, в
удобном месте, в удобном темпе);
модульность;
параллельность (без отрыва от производства);
дальнодействие;
асинхронность (работа
каждого участника процесса обучения по удобному для него расписанию);
массовость;
рентабельность;
доступность;
интернациональность;
активное использование и применение новых технологий (компьютерные сети, мультимедийные технологии).
Слайд 27Сегодня существует несколько подходов к развитию дистанционного образования
Слайд 28Первый распространен в Западной Европе
Дистанционное образование развивается открытыми университетами
и финансируется правительствами. В каждой стране есть вуз — лидер
в области дистанционного образования. В Великобритании — это британский Открытый университет (OU), в Испании — Национальный университет дистанционного образования (UNED), во Франции — Национальный центр дистанционного обучения (CEND), в ФРГ — Хагенский заочный университет.
Слайд 29Второй подход имеет место в США и Канаде
Дистанционное обучение
создавалось как корпоративное — с целью предоставления работникам фирм и
компаний образования без отрыва от производства. Программы финансировались частными структурами. Анализ американских первоисточников показывает, что в настоящее время дистанционное обучение в США развивается на четырех уровнях: общенациональном, региональном, ведомственном (корпорация, компания), вузовском.
Слайд 30На общенациональном уровне по программам дистанционного обучения работает телевидение. Курсы
дистанционного обучения в США транслируются по четырем образовательным каналам телевидения.
Слайд 31Все большее распространение в стране получают системы дистанционного обучения, действующие
в рамках конкретного региона (чаще штата).
Слайд 32Особенно широко дистанционное обучение представлено на уровне вузов
Слайд 33Модели дистанционного обучения:
брокерская модель (ресурсы вузов объединяются с целью
совместного предоставления образовательных услуг на основе использования дистанционных технологий);
автономная модель
(вуз специализируется на предоставлении образовательных услуг, основанных на дистанционных технологиях);
традиционная модель (обычный вуз имеет в своем составе департамент дистанционного обучения, предлагая студентам для изучения отдельные курсы с использованием дистанционных технологий);
виртуальная модель (электронный университет, обучающий с использованием современных технологий (интернет).