Слайд 1Презентация на тему: «Сказки А.С. Пушкина в музыке русских композиторов»
Государственное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга.
Составитель: Климова Татьяна Николаевна,
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
Слайд 2Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь
– мелодия!»
А.С.Пушкин.
Цель:
Расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина,
Познакомить с
фрагментами из опер Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане» и М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Задачи:-
Учить осознавать единство взглядов поэта и композиторов на природу России,
Развивать способность сопереживать музыкальному образу,
Учить выражать собственное отношение к услышанной музыке,
Учить заинтересованно слушать, обсуждать, исполнять,
Расширять музыкальный кругозор детей.
Воспитывать чувство прекрасного через произведения искусств.
Слайд 3«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Так называл Александр Сергеевич Пушкин свое
родовое имение – село Михайловское.
Природа здесь неяркая, неброская, но
именно она когда - то очаровала Пушкина и вдохновила на создание многих замечательных произведений.
Здесь, в Михайловском, поэтом написаны многие замечательные произведения: главы романа «Евгений Онегин», поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и многие стихотворения.
Слайд 4«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
На
сюжет этой сказки написал оперу русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.
В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин.
Слайд 5Есть в сказке Пушкина и в опере Н. Римского –
Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки.
Слайд 6 А вот и появился шмель!
Этот шмель не простой, а
волшебный. Скажите, ребята, кто был превращен в шмеля? (Гвидон)
Шмель-то нам
и поможет в этом сказочном путешествии.
(Звучит фрагмент пьесы «Полет шмеля» Н. А. Римского – Корсакова. )
Слайд 7 Послушайте первый музыкальный фрагмент и определите, какое чудо из
сказки изображает композитор?
(Звучит отрывок «Белка»)
«Ель растет перед дворцом,
А под ней
хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Слайд 8Определите, какое еще изображается чудо из города Леденца?
(Звучит отрывок «Богатыри»)
«Море
вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И
очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
Слайд 9И последнее чудо в этой сказке - лебедь - птица,
которая превратилась в прекрасную царевну.
(Звучит фрагмент «Царевна-Лебедь»)
«За морем царевна есть,
Что
не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».
Слайд 10Композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет поэмы Пушкина
«Руслан и Людмила».
Слайд 11Послушаем как изобразил Черномора М. И. Глинка в опере «Руслан
и Людмила».
(«Марш Черномора»)
Вот какую характеристику дал этому персонажу сам Пушкин:
«Безмолвно,
гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет,
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…»
Слайд 12Русский композитор Петр Ильич Чайковский, вдохновленный стихами А.С.Пушкина, в своем
фортепианном альбоме «Времена года» использовал их к сочинению «У камелька».
Слайд 13 Январь. «У камелька»
«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине
гаснет огонёк,
И свечка нагорела.»
А.С.Пушкина.
Слайд 14Я хочу, чтоб наши внуки
Его имя сберегли
И волшебной лиры звуки
Сквозь
столетья пронесли!