Слайд 2Понятие международной торговли.
Ситуация абсолютного преимущества.
Закон сравнительного преимущества.
Теорема Хекшера-Олина. Парадокс
Леонтьева. Теорема Рыбчинского.
Неотехнологические теории международной торговли.
Протекционизм: формы осуществления и экономические
последствия
Слайд 31. Понятие международной торговли.
Таможенная граница
государство
фирмы
личности
товары
услуги
государство
фирмы
личности
товары
услуги
Слайд 41. Понятие международной торговли.
Что такое открытость экономики?
участие в международной торговле
товарами и услугами;
участие в международном движении факторов производства;
отсутствие барьеров на
пути торговли товарами и ресурсами:
по отношению ко всем странам,
по отношению к группе стран;
конвертируемость валюты.
Показатели открытости экономики
Коэффициент внешнеторговой зависимости (внешнеторговая квота):
Кitd = (Exp+Imp) / GDP
Коэффициент экспортной зависимости (экспортная квота):
Кеd = Exp / GDP
Слайд 5(Показатели открытости экономики – пример
Внешнеторговая квота ряда стран мира
(Кitd)
Слайд 61. Понятие международной торговли.
что составляет основу торговли и какова выгода,
получаемая от торговых отношений?
какими товарами должна торговать та или
иная страна, из чего должен состоять ее импорт и экспорт?
Слайд 71. Понятие международной торговли.
Торговый оборот – экспорт+импорт
Слайд 82. Ситуация абсолютного преимущества.
Адам Смит: основой международной торговли
является наличие абсолютных преимуществ – производство определенного товара с наименьшими
абсолютными издержками
Слайд 92. Ситуация абсолютного преимущества.
Предпосылки теории Смита:
Трудовая теория стоимости
Предположение о наличие
совершенной конкуренции
Игнорирование транспортных издержек
Игнорирование технического прогресса
Слайд 102. Закон абсолютного преимущества.
50
25
50
1 ед. зерна=0,5 ед.сахара
1 ед. зерна=2,5 ед.сахара
зерно
зерно
сахар
сахар
40
100
100
Страна
А
Страна В
Слайд 113. Закон сравнительного преимущества.
Давид Рикардо: основанием для возникновения
и развития международной торговли является разница в относительных издержках производства
товаров, независимо от их абсолютной величины.
Слайд 12 Различия в производительности труда между странами – главная причина
международной торговли в модели Д. Рикардо
Издержки на зарплату за один
рабочий час в обрабатывающей
промышленности в различных странах (в нем. марках, 1991 г.)
Слайд 133. Ситуация сравнительного преимущества.
50
25
50
1 ед. зерна=0,5 ед.сахара
1 ед. зерна=1,25 ед.сахара
зерно
зерно
сахар
сахар
80
100
100
Страна
А
Страна В
Слайд 14Индекс выявленных сравнительных преимуществ (метод 1):
RCAIij (1) = (Expij/Expwj) /
(Expi/Expw)
Индекс выявленных сравнительных преимуществ (метод 2):
RCAIij (2) = 100[(Expij/Expi) -
(Impij/ Impi)]
3. Закон сравнительного преимущества.
Слайд 15 Показатели сравнительных преимуществ экономики
Индекс RCAIij (1) для
США
Слайд 17Показатели сравнительных преимуществ экономики – пример
Индекс RCAIij (2) для
России (по экспортным товарам, 2003 г.)
Слайд 18 4. Теорема Хекшера-Олина.
Эль Хекшер и Бертил Олин:
сравнительные преимущества определяются различной обеспеченностью стран факторами производства.
Слайд 19 4. Теорема Хекшера-Олина.
США –
страна
с избытком капитала
Китай
–страна с избытком трудовых ресурсов
Капиталоемкие товары
Трудоемкие товары
Слайд 20Относительная наделенность стран факторами производства, в % от мирового запаса,
1975 г.
Слайд 214. Парадокс Леонтьева.
В. Леонтьева (50-е гг): возможны случаи
экспорта трудоемких товаров странами с относительно дорогой рабочей силой, а
также экспорта капиталоемких товаров странами с относительным недостатком рабочей силы.
Слайд 224. Парадокс Леонтьева.
Причины:
Неоднородность факторов производства (например, различие труда по
уровню квалификации)
Технологическая необходимость сочетания используемых природных ресурсов с большими вложениями
капитала.
Сознательный контроль государства за структурой экспорта и импорта.
Слайд 234. Теорема Рыбчинского
рост предложения одного из ресурсов приводит к росту
выпуска продукта, в производстве которого этот ресурс интенсивно используется, и
к падению выпуска другого продукта;
Слайд 24Какие реальные тенденции мировой экономики сложно объяснить с помощью концепции
сравнительных преимуществ?
Большие объемы международной торговли между очень близкими по характеристикам
странами (например, внутри группы промышленно развитых стран: США, Канада, Япония, страны ЕС);
Большие объемы внутриотраслевой торговли (экспорт товара в обмен на импорт близкого по характеристикам товара, выпускаемого в той же отрасли, например, международная торговля автомобилями).
Слайд 255. Неотехнологические теории международной торговли.
теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);
теория эффекта
масштаба С. Кэмпа (1964 г.);
теория несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);
теория жизненного цикла товара
Р. Вернона (1966 г.);
теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.) и др.
Слайд 265. Неотехнологические теории международной торговли.
Теория «цикла жизни продукта», Р.
Вернон, Ч. Киндельберг, Л. Уэльс. Каждый новый продукт проходит цикл,
включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые потоки между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелости.
Слайд 27 Новая проблематика современных концепций теории международной торговли:
Исследование международной торговли
в ситуации, когда отсутствуют сравнительные преимущества стран (нет разницы в
ценах равновесия закрытой экономики);
Анализ влияния несовершенной конкуренции на рынках (монополии, олигополии, монополистической конкуренции) на международную торговлю;
Анализ влияния уровня дифференциации (неоднородности) благ на международную торговлю;
Анализ влияния возрастающей отдачи от масштаба производства как особого свойства применяемых технологий на международную торговлю.
Слайд 286. Значение внешней торговли для национальной экономики :
Преодолевается ограниченность национальной
базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
интенсифицируется воспроизводственный процесс: с возможностью
организации массового производства повышается степень загрузки оборудования и возрастает эффективность внедрения новой техники и технологии;
на базе увеличения экспорта создаются новые рабочие места;
рост уровня благосостояния;
создание конкурентной среды на внутреннем рынке
Слайд 296. Протекционизм: формы осуществления и экономические последствия
Протекционизм – экономическая политика
государства, направленная на стимулирование экспорта и ограничение импорта.
Формы протекционизма:
Тарифные ограничения.
Нетарифные
ограничения.
Квоты
Лицензии.
Субсидии
Демпинг
Слайд 306. Протекционизм: формы осуществления и экономические последствия
Последствия тарифных ограничений:
p
Q
Pw
Pw+T
d
s
d2
d1
s2
s1
a
b
c
d
Слайд 316. Протекционизм: формы осуществления и экономические последствия
p
Q
Pw
d
s
d2
d1
s2
s1
Последствия введения квот:
S+квота
Pd
a
b
c
d
e
Слайд 326. Аргументы в пользу протекционизма:
Стимулирование производства и занятости;
Защита неконкурентоспособных отраслей;
Увеличение
доходов государственного бюджета;
Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны
Слайд 336. Аргументы против протекционизма:
Сокращение уровня благосостояния;
Снижение уровня конкуренции в рамках
национальной экономики;
Ухудшение отношений с другими странами;
Сокращение экспорта вследствие принятия другими
странами ответных мер.
Слайд 346. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
Опережающие
темпы роста мирового рынка услуг по сравнению с мировым рынком
товаров;
Развитие наукоемкости сферы услуг;
Формирование ТНК.
Слайд 35Основные направления развития сферы услуг:
Возникновение новых видов услуг (компьютерные услуги,
информационные сети, электронная торговля, логистика, глобальные транспортные системы)
Обособление и
выделение в самостоятельные отрасли видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер (маркетинг, реклама, аудит, бухгалтерские и юридические услуги)
Образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю "пакет" услуг, (транспортные компании)
Слайд 366. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
1995 г. - начало действия в составе Всемирной торговой организации
(ВТО) первое в истории Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).