Слайд 1Классицизм в архитектуре XVIII в.
Слайд 2Андреа Палладио
(1508-1580)
Великий итальянский архитектор позднего Возрождения.
Основоположник классицизма в
архитектуре.
Автор трактата «Четыре книги об архитектуре».
Слайд 3Вилла Ротонда XVI в.
Первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная
куполом.
Слайд 4Классицизм
Стиль классицизм сформировался в ряде западноевропейских государств в 17 веке,
чуть позже – в России. Появление классицизма связано с этапами
наивысшего развития монархического строя этих государств, прежде всего абсолютизма во Франции.
Версаль
Слайд 5 Французское искусство можно считать флагманом классицистической идеи, основополагающими характеристиками которой
являются
- ориентация на античную классику,
- движущее начало разума, рационализм мировосприятия,
ярко выраженный в философских воззрениях Рене Декарта, его исследования математических основ построения мира стали краеугольным камнем идеологии нового стиля,
- закономерность, ясность, логика, строгая иерархия и красота мастерства, проявившаяся в живописи (Н.Пусен, М.Лосенко, Ж.-Л.Давид), скульптуре (М.Козловский, Ж.Гудон), литературе (Ж.Б.Мольер, Р.Корнель, Г.Р.Державин)
Слайд 6Архитектура классицизма, в который раз (после Ренессанса), обращаясь к неисчерпаемому
наследию античности, выполняла социальный заказ монархического государства. Классические сооружения и
их ансамбли должны были подчеркивать логичность и величие статус-кво. Эту работу произведения классицизма выполняли. Но теперь, спустя много лет стало совершенно очевидным, что утилитарная идеологическая роль искусства и архитектуры классицизма в плане социальной пропаганды – лишь малая часть колоссального историко-культурологического потенциала этого стиля. Присущие любому произведению классицизма бесспорные красота и величие оказались теми незаменимыми качествами, которые, надо полагать, еще долго будут оставаться надежными реперами развития цивилизации. Неудивительно, что самые бурные модификации социального устройства в Западной Европе и тем более в России всегда считались с величием и красотой классицизма. Самые ярые критики догмата классицизма до сих пор так и не нашли, чем заменить классическое образование в искусстве.
Слайд 7 Хрестоматийные признаки архитектуры классицизма – продуманная симметричная композиция, меру торжественности
и величия которой определяет, отчасти, неизменный портик с колоннадой греческого
или римского ордера и фронтоном с барельефами. Типичные детали – акцентированные лестницы, классический античный декор, в общественных зданиях - купол. На фоне пастельного тона стен хорошо виды важнейшие белые элементы здания.
Слайд 8Выдающийся зодчий И.Джонс оставил нам Квинс-хауз в Гринвиче (1635 г.),
ансамбль площади Ковент-Гарден в Лондоне (1630г.) Эти постройки поражают лаконизмом
и чистотой классической архитектуры, подчеркнутой отсутствием декора. Величественный собор св.Павла в Лондоне архитектора К.Рена демонстрирует некоторые черты барокко, но ясная, выразительная ордерная композиция собора является классической.
Квинс-Хауз в Гринвиче, архитектор Иниго Джонс.
Слайд 9
Собор Святого Павла в Лондоне. Площадь Ковент-Гарден в
Лондоне.
Слайд 10 Потрясающий памятник классицизма – Версаль (окончен в 1708г.) Этот
огромный дворцово-парковый комплекс мощнейшей симметричной композиции давно уже стал именем
нарицательным, обозначающим целый пласт образов и явлений, далеко выходящий за пределы архитектурно-исторических рамок. Архитектура дворца Ж.А Мансара и парка А.Ленотра по сей день остаются непревзойденными по красоте и величию.
Версаль. Отчетливо виден парадный двор дворца и площадь перед ним. Хорошо читается структура французского регулярного парка
Слайд 11Многочисленны градостроительные ансамбли и отдельные памятники архитектуры классицизма в Париже.
Поистине имперский размах и академическое совершенство характеризуют ансамбль оси Елисейских
Полей – Тюильри – Лувра, намеченный А.Ленотром и реализованый позднее, в частности Ж.А.Габриэлем (Площадь Согласия). Автором Госпиталя Инвалидов, площадей Вандом и Виктуар (Побед) был Ж.А.Мансар. Силуэт Парижа немыслим без величественного купола Пантеона, выстроенного архитектором Ж.Суфло к 1780 г.
Площадь Согласия в Париже. Площадь Вандом.
Слайд 12Классицизм в России
Сформировавшийся позже западноевропейского классицизма, русский стиль этого
направления, казалось, стремится компенсировать свое опоздание на сцене колоссальными ансамблями
и сооружениями. Беспрецедентна по масштабам градостроительных решений архитектура Петербурга и ансамбли Москвы, созданные знаменитыми русскими зодчими, социально-культурное значение и роль которых намного превосходят связь с самодержавием в России.
Слайд 13Дом Пашкова в Москве, выстроенный В.И.Баженовым к 1786 году великолепно
сочетает академизм классики, строгость ордерной системы с живописными чертами барокко.
Слайд 14Архитектор М.Казаков выстроил, среди десятков других зданий, Сенат в Кремле,
Голицинскую больницу (1801г.)
Здание Сената в московском Кремле.
1783 г. М.
Казаков
Слайд 15Колонный зал Благородного собрания.
М. Казаков.
XVIII в. Москва
Слайд 16Петровский путевой дворец (на въезде в Москву со стороны Петербурга)
. 1775-1782 гг. М. Казаков
Классические мотивы здесь сочетаются с традиционными
древнерусскими.
Слайд 17В 18 веке классицизм обслуживал новый порядок - окрепшую буржуазию,
главную движущую силу тех лет. Идеи, рационализма, иерархии, академической красоты
нашли свое отображение в сочетании с мастерски использованным декором.
Классицизм достиг апогея декора и пышности в сооружениях 19 века, квалифицируемых отдельным стилем – ампир.
Площадь Пантеон