Разделы презентаций


Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

Содержание

Цель урока: Раскрыть своеобразие художественного мышления новгородцев, которое проявилось в архитектуре, станковой живописи.2. Рассказать о «золотом веке» новгородской живописи, о творчестве Феофана

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты
«Киевская Русь была зерном,
из которого

вырос колос, насчитывавший
несколько новых зерен-княжеств»

Б.А. Рыбаков, историк

Преданье ль темное тайник взволнует груди, Иль точно в звуках тех таится звук иной, Но, мнится, колокол я слышу вечевой... И звучным голосом он снова загудит, И в оный судный день, в расплаты час кровавый, В нем новгородская душа заговорит...
А.А. Григорьев

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств»

Слайд 2 Цель

урока:
Раскрыть своеобразие художественного мышления новгородцев, которое проявилось в архитектуре,

станковой живописи.
2. Рассказать о «золотом веке» новгородской живописи, о творчестве Феофана Грека.
3. Формировать умения и навыки работы с тестами, с заданиями сопоставительного характера.
4. Развивать логику, творческое мышление,
умение обосновывать правильный ответ.
Цель урока: Раскрыть своеобразие художественного мышления новгородцев, которое

Слайд 3Художники каких русских земель «переняли эстафету» культурного развития Руси?
Где

и когда образовалось Новгородское княжество?
В чем своеобразие государственного устройства Новгородского

княжества и жизни новгородцев?
Художники каких русских земель «переняли эстафету» культурного развития Руси? Где и когда образовалось Новгородское княжество?В чем своеобразие

Слайд 4Основная достопримечательность Новгородского кремля —
Софийский собор,
первое каменное здание


Новгорода, бесценный
памятник русской архитектуры
XI века.

Основная достопримечательность Новгородского кремля — Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века.

Слайд 5Софийский собор. Северо-восточный фасад.
Софийский собор. Вид конца XIX века (до

реставрации В.В. Суслова).

Софийский собор. Северо-восточный фасад.Софийский собор. Вид конца XIX века (до реставрации В.В. Суслова).

Слайд 6В соборе постоянно ведутся ремонтно-реставрационные работы и научные исследования.
...Стоит на

берегах Волхова древний и вечно молодой город Новгород. В центре

его Кремля по-прежнему высится величавый Софийский собор, жемчужина новгородского зодчества.

Софийский собор после изгнания фашистов из Новгорода.

В соборе постоянно ведутся ремонтно-реставрационные работы и научные исследования....Стоит на берегах Волхова древний и вечно молодой город

Слайд 7Сравним:
София Киевская
Новгородская София

Сравним:София КиевскаяНовгородская София

Слайд 8В 1146 г. была построена первая деревянная Борисоглебская церковь, в

1167-1173 гг. перестроена в камне новгородцем Сотком Сытиничем, известным как

прообраз былинного Садко. О богатстве и красоте храма упоминается при описании пожара 1262 г.: «Сгоре от грома церкы святого мученика Бориса и Глеба; горазда бо бяше и лепа» 

Борисоглебская церковь, набережная Александра Невского

В 1146 г. была построена первая деревянная Борисоглебская церковь, в 1167-1173 гг. перестроена в камне новгородцем Сотком

Слайд 9Архитектура: своеобразие художественного мышления новгородцев.
Георгиевский собор Юрьева монастыря, 12 век.
Главное

отличие: ассимитричное завершение храма. Зодчий сдвинул центральный купол храма по

отношению к двум боковым его вершинам.
Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля северной архитектуры.
Архитектура: своеобразие художественного мышления новгородцев.Георгиевский собор Юрьева монастыря, 12 век.Главное отличие: ассимитричное завершение храма. Зодчий сдвинул центральный

Слайд 10Стиль церкви Спаса на Нередице,1198год
Церковь Спаса на Нередице, в Новгороде

(1198, росписи — 1199), выдающийся памятник русской архитектуры. Кубическая, одноглавая,

4-столпная трёхапсидная церковь — типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

Вывод: Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного
по размерам,простого и строгого по облику.

Стиль церкви Спаса на Нередице,1198годЦерковь Спаса на Нередице, в Новгороде (1198, росписи — 1199), выдающийся памятник русской

Слайд 11Зрелый этап развития приобретает новгородская архитектура с XIII века
Церковь Петра

и Павла в Кожевниках, 1406 г.

Зрелый этап развития приобретает новгородская архитектура с XIII векаЦерковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.

Слайд 12Зрелый этап развития приобретает новгородская архитектура с XIII в.
Церковь Фёдора


Стратилата на Ручью в Великом Новгороде

Зрелый этап развития приобретает новгородская архитектура с XIII в.Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде

Слайд 13В четырехстолпном
одноглавом храме
зодчие отступили от
общепринятой
аскетичности стиля


и использовали
приемы декоративного
украшения.

В четырехстолпном одноглавом храме зодчие отступили от общепринятой аскетичности стиля и использовали приемы декоративного украшения.

Слайд 14Выдающийся памятник зрелой новгородской архитектуры
Великий Новгород. Церковь Спаса ПреображениВеликий Новгород.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице 1374г.я на Ильине улице

1374г.

Великий Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице 1374г.

Церковь Преображения относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом.

Выдающийся памятник зрелой новгородской архитектурыВеликий Новгород. Церковь Спаса ПреображениВеликий Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице 1374г.я

Слайд 151.
2
3
4.
5.
Тест. Определите о каком
архитектурном сооружении
идет речь?

1.234.5.Тест. Определите о каком архитектурном сооружении идет речь?

Слайд 16«Русские и не подозревают, каким богатством они владеют…»

Анри Матисс

Приняв христианство, Древняя Русь взяла из рук в руки тайну и мастерство древней византийской иконы. Византийские традиции просматриваются в иконе «Архангел Гавриил (ангел Златые Власы»)
Какие черты просматриваются в характере архангела?(печаль, отрешенность, глубокий лиризм)

«Архангел Гавриил
(ангел Златые Власы»)

«Русские и не подозревают, каким богатством они владеют…»

Слайд 17Народное начало новгородской иконописи: изображение святых, помогавших людям в повседневных

делах и заботах (Илья Пророк, Никола Чудотворец, Георгий Победоносец, Флор

и Лавр, защитники скотоводов.

Чудо о Флоре и Лавре.
Икона

Народное начало новгородской иконописи: изображение святых, помогавших людям в повседневных делах и заботах (Илья Пророк, Никола Чудотворец,

Слайд 18XIV век стал «золотым веком» новгородской живописи.
Христос Пантократор
Святой Даниил Столпник

XIV век стал «золотым веком» новгородской живописи.Христос ПантократорСвятой Даниил Столпник

Слайд 19Вывод: святые находятся в состоянии непередаваемого словами душевного напряжения, борьбы

с соблазнами плоти, противостояния тела и духа.
«Троица»
Феофановский блик-
это могучее

средство
для достижения
нужного эмоционального
акцента. На серебристо-голубом
фоне вырисовываются
грозные фигуры святых.
Главный акцент поставлен
на лицах,чей острый,
напряженный психологизм
воплощает внутреннюю борьбу.

Вывод: святые находятся в состоянии непередаваемого словами душевного напряжения, борьбы с соблазнами плоти, противостояния тела и духа.

Слайд 20Феофан Грек. Преображение Господне.

Икона

Основную сцену композиции «Преображения Господня» с фигурой сияющего небесным светом Христа в окружении апостолов и явившихся на место события Илии и Моисея.
Выразительны фигуры упавших ниц Петра, Иоанна и Иакова в нижней части иконы. Они выражают разные эмоциональные состояния. Лишь Петр осмеливается смотреть на чудо. Иоанн открыл лицо, но не решается повернуться в сторону Учителя. Динамична выгнутая дугой поза лежащего Иакова, в страхе закрывшего лицо рукой. Его крупная фигура выдает в нем человека физически крепкого, но слабого духом, еще не готового к прозрению.

Феофан Грек. Преображение Господне.

Слайд 21 1467год неизвестный художник по заказу «раба Божия» Антипа Кузьмина

сотворил двухъярусную

икону «Молящиеся новгородцы»

Художник делит композицию иконы на две равные части, изображая вверху Христа в окружении святых, а внизу располагает в ряд все семейство боярина Кузьмина. Фигуры боярина и его родных, стоящих в молитвенных позах, их обращенные вверх лица, так же как изображения склоняющихся святых, подчеркивают композиционный центр иконы — Христа. В этой иконе нашли свое отражение демократические тенденции новгородского искусства и его тяга к воспроизведению реальных жизненных явлений. 

1467год неизвестный художник по заказу «раба Божия» Антипа Кузьмина сотворил двухъярусную

Слайд 22«Богоматерь Владимирская». Первая половина ХII века. Константинополь. Государственная Третьяковская галерея

(ГТГ)
«Архангел Гавриил
(ангел Златые Власы»)
Феофан Грек.
«Преображение Господне»
«Христос

Пантократор»

«Христос Пантократор»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Назовите произведения, которые
принадлежат мастерам новгородской школы,
византийской и мастерам древнерусского искусства.

1.

«Богоматерь Оранта»

«Молящиеся новгородцы»

«Богоматерь Владимирская». Первая половина ХII века. Константинополь. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)«Архангел Гавриил (ангел Златые Власы») Феофан Грек.

Слайд 23Вывод:

Вывод:

Слайд 24 Феофан Грек.
Донская

икона Божьей Матери

Феофан Грек.Донская икона Божьей Матери

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика