Слайд 1СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
Семинар, 17 декабря 2018 г.
Ведущий: Директор Центра
НКО, Саранова Юлия
Слайд 2СПАСИБО
Семинар, 17 декабря 2018 г.
Ведущий: Директор Центра НКО, Саранова Юлия
при
подготовке презентации использованы материалы
Марина Мухина, КАФ
Александр Боровых, БФ «Даунсайд Ап»
Дарья
Буянова, БФ «Добрый город Петербург»
Слайд 3Стратегическое планирование
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
представляет собой
процесс выбора целей организации и стратегий (путей) их достижения.
Планирование
обеспечивает основу для всех управленческих решений и остальных управленческих функций (организации/координации, мотивации и контроля).
Слайд 4Что такое стратегия?
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Стратегия –
это средство достижения конечного результата.
Стратегия объединяет все части организации
в единое целое.
Стратегия – это долгосрочный план организации.
Стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации:
Что собой представляет наша деятельность сегодня?
Какой наша деятельность будет завтра?
Каковы наши услуги, функции, благополучатели?
Что нам надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?
Слайд 5Какие услуги предоставляет ваша организация?
Что вы делаете?
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17
ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 6Услуга = Продукт
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
продукт —
это товар или услуга, которую можно предложить благополучателю, и которая
будет удовлетворять его потребности.
результат производства, имеющий качественные свойства, в связи с которыми он может служить предметом потребления.
Слайд 7Зачем вы делаете эти услуги?
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018
Слайд 8Важно понимать
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
различие между
запросом, потребностью и проблемой
Запрос — это тема или направление деятельности,
сформулированные донором или благополучателем.
Потребность — это то, какие реальные изменения (результаты) хочет получить заказчику благополучатель.
Проблема — это то, что мешает получить желаемое, преграда (сложности, дефициты) на пути достижения необходимого результата.
При этом запрос и потребность могут совпадать и различаться.
Слайд 9Почему возникли эти потребности?
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 10Анализ проблемы
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Проблема
Конкретная негативная ситуация.
Например: Высокий возврат принятых в семью детей
ПРИЧИНА(Ы)
Фактор(ы) внешней среды, который(ые)
вызвали проблему.
Например: Низкий уровень готовности родителей, отсутствие у детей соц. компетенций, низкая финансовая обеспеченность и т.д.
СЛЕДСТВИЕ
Обычно негативные явления социального, экологического, политического или экономического характера, связанные с проблемой.
Например: психологическая травма у детей, рост асоциального поведения у детей, увеличение затрат и тд.
Слайд 11Какие цели наша организация ставит перед собой?
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17
ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 12Цель VS. Результат
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Цель –
это то изменение, к которому мы стремимся
Результат — это событие,
явление или изменение состояния, поведения, позиции, свидетельствующие о прогрессе в деятельности программы
Это значит, что цель это желаемый, планируемый результат.
это означает следующее:
Цель = Результат
Слайд 13УМНАЯ цель
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
У — уместная
— 80% результатов достигаются 20% деятельности. Цель является уместной, если
она направлена на деятельность, обеспечивающую наибольшее количество результатов.
М — мотивирующая — чтобы люди старались работать лучше, цели должны быть интересны.
Н — наблюдаемая —должна быть система регистрации, отслеживающая работу, чтобы иметь возможность почаще измерять достигнутый прогресс, отчитываться по нему.
А — адресная — цель должна быть конкретной, точно констатирующей, за что человек отвечает.
Я — я могу ее достичь — цель должна быть выполнимой, а выполнимость цели зависит от того, что происходило в прошлом.
(другой вариант - (SMART)
Слайд 14Критерии стратегических целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Стратегические цели
четко поддерживают миссию, направляя организацию в правильном направлении.
Стратегические цели
основываются на доступных ресурсах, существующей конкуренции, стиле управления и т.д.
Стратегические цели приемлемы с позиции исполнителей, в отношении стоимости, времени, персонала и других требований.
Стратегические цели могут изменяться при условии наступления незапланированных событий.
Стратегические цели достаточно конкретны, чтобы измерить прогресс.
Стратегические цели просты для понимания и определяют ответственность к определенным областям деятельности.
Слайд 15В каких условиях наша организация работает?
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ
2018 Г.
Слайд 16SWOT-АНАЛИЗ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 17ОЦЕНКА ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Политических изменений
- законодательство, внимание со стороны государственных структур, отношения с другими
НКО, с бизнесом;
Экономических изменений - рынок труда (предложение и спрос), услуги (вид и цена), конкуренция (государственные структуры, бизнес, другие НКО), система налогообложения;
Социальных изменений - (структура целевых групп, структура их потребностей, их реакция на нас и наши услуги;
Технологических изменений – анализ технологического аспекта внешней среды(наличие похожих технологий, перспективы внедрения передовых технологий)
Слайд 18ОЦЕНКА ВНУТРЕННИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Управленческие навыки
(в сфере планирования, организации, мотивации, контроля);
Финансовые и иные материальные ресурсы
– наличие, достаточность/адекватность задачам, возможность привлечения;
Человеческие ресурсы (качество, соблюдение графика работ, соблюдение трудовой дисциплины и внутренних процедур, отчетность).
Программные технологии и «ноу-хау» - наличие, соответствие современным требованиям и задачам, перспективность развития.
Слайд 19Как будет действовать ваша организация в этих условиях?
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В
НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 20Формулировка вариантов стратегий
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 21Критерии выбора стратегии:
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Последовательность: Стратегия
не должна представлять взаимно непоследовательные (несвязанные) цели и миссию.
Согласованность/пригодность:
Стратегия должна соответствовать внешней обстановке и происходящим в ней критическим изменениям.
Осуществимость: Стратегия не должна ни переоценивать доступные ресурсы, ни создавать непреодолимые препятствия в будущем.
Приемлемость: Стратегия должна соответствовать ожиданиям конкретных целевых групп и сотрудников (добровольцев) организации.
Преимущество: Стратегия должна обеспечивать создание и/или поддержание конкурентного преимущества в избранной области деятельности некоммерческой организации.
Слайд 22Зачем в целом существует ваша организация?
В чем смысл ее существования?
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 23МИССИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
философия и предназначение, смысл
существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей
подобных;
сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.
Слайд 24Основные компоненты миссии:
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
КТО МЫ
ЧТО
МЫ ДЕЛАЕМ (услуги)
ДЛЯ КОГО (целевые группы)
ЗАЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ, ЧТО
МЫ ХОТИМ ИЗМЕНИТЬ (потребности)
ЦЕННОСТИ (принципы, которыми мы руководствуемся)
Слайд 25Что необходимо для реализации стратегии и достижения целей организации?
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 26Классификация ресурсов организации
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 27Классификация ресурсов организации
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Управленческие навыки
– совокупность знаний, умений и практики выполнения работ по развитию
организации и достижению результатов.
Людские ресурсы – обеспеченность кадровых потребностей для эффективной деятельности организации с использованием технологий и методов формирования работоспособной команды.
Программные технологии – совокупность методов изменения ситуации и достижения запланированных организацией целей наиболее эффективным способом.
Репутация – совокупность оценочных факторов, таких, как известность, солидность, добропорядочность организации, добросовестность в выполнении обязательств и другие. Принимается во внимание оценка этих факторов со стороны партнеров, доноров, благополучателей и других заинтересованных лиц.
Слайд 28Устойчивое развитие нко
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Эффективное управление
ресурсами НКО повышает вероятность УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ) НКО.
Разделяют финансовую, социальную
и организационную (институциональную) устойчивость.
Слайд 29СОЦИАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ НКО
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
широкая социальная
база
понимание местных условий и выбор правильных подходов
учет долгосрочных результатов на
этапе планирования проектов
восприимчивость к изменениям окружающей среды, носящим экономический/финансовый характер
планирование долгосрочного финансирования на этапе разработки проекта
благоприятный (или нейтральный) политический климат
способность учитывать ошибки
Слайд 30Организационная устойчивость НКО
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
четко
сформулированная миссия организации
наличие сильного лидерства, помещения, необходимых технических и управленческих
ресурсов
способность выработать стратегию
поддержка населения
способность осуществлять востребованную деятельность на постоянной основе
способность разработать и осуществить проект/ы
наличие управленческих навыков, необходимых для обеспечения стабильного финансирования из разных источников
возможность оценить/измерить результаты деятельности НКО
Слайд 31ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
фин. устойчивость организации:
смешанный
состав фин. поддержки
действенные системы контроля финансовых средств
способность оплачивать расходы прошлых,
настоящих и будущих периодов
фин.устойчивость проекта/ов:
фин., техническая и др. поддержка деятельности организации со стороны клиентов
способность вносить некоторую долю собственных ресурсов в осуществление проекта
Слайд 32СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 33СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 34СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 35СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 37СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 38СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 39СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 40СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 41СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 42СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 43СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 44СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 45СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 46СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НКО
17 ДЕКАБРЯ 2018 Г.
Слайд 47СПАСИБО
Семинар, 17 декабря 2018 г.
Ведущий: Директор Центра НКО, Саранова Юлия
Будьте
в курсе событий Центра НКО!
www.tver-nko.ru
Группа Вконтакте
Группа в Facebook
8 (4822) 41-53-10