Слайд 1Экологическое право
(понятие, система и принципы)
Слайд 2Понятие экологического права
Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих
преимущественно административным методом отношения по рациональному использованию природных ресурсов и
охране окружающей природной среды с целью ее сохранения, воспроизводства и улучшения в интересах настоящих и будущих поколений людей
Слайд 3Система экологического права
Система экологического права делится на две части:
I Общая
– состоит из институтов:
1 Экологических прав граждан
и юридических лиц
2 Вопросы права собственности
3 Право природопользования
4 Экологическое управление
5 Контроль
6 Лицензирование
7 Юридической ответственности за экологическое правонарушение
II Особенная – состоит из институтов регламентирующих правовой режим отдельных природных объектов (вода, лес, животный мир) и отдельных территорий (особо охраняемые либо экологически неблагополучных)
Слайд 4Принципы экологического права
Приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных
условий для жизни, труда и отдыха населения
Научно обоснованного сочетания экологических
и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на благоприятную для жизни окружающею среду
Рационального использования природных ресурсов с учётом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопустимости неблагоприятных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека
Законности и неотвратимости за экологическое правонарушение
Гласности в работе органов государственного управления
Международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Предотвращение вреда окружающей природной среде
Устойчивого развития окружающей природной среды
Платности за использование и загрязнение окружающей природной среды
Разрешит порядок воздействия на окружающую природную среду
Слайд 5Классификация источников экологического права
Слайд 7Источники экологического права
Конституция РФ
Кодексы РФ
Федеральные законы
Постановления правительства РФ
Нормативные правовые акты
субъектов РФ
Муниципальные нормативные правовые акты
Слайд 8Конституция РФ
(принята всенародным голосованием 12.12.93)
Статья 42. Каждый имеет право на
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на
возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Слайд 9Кодексы РФ
"ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(принят ГД
ФС РФ 08.11.2006)
"ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(принят
ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 04.12.2006)
"ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 18.12.2006)
Слайд 10Федеральные законы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 18.12.2006) «ОБ
ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
02.05.1997 N 76-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ» (принят ГД ФС РФ 25.04.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА» (принят ГД ФС РФ 02.04.1999)
Слайд 11Федеральные законы (продолжение)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от
22.08.2004) «О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ» (принят ГД ФС РФ 05.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ» (принят ГД ФС РФ 26.11.2004)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "ОБ ОХРАНЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ"
(принят ГД ФС РФ 02.04.1999)
Слайд 12Федеральные законы (продолжение)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от
18.12.2006) «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» (принят ГД ФС РФ
22.05.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О ЖИВОТНОМ МИРЕ« (принят ГД ФС РФ 22.03.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 29.12.2006) "О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ» (принят ГД ФС РФ 27.01.1995)
Слайд 13Постановления правительства РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред.
от 05.12.2005) «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.03.2006 N 150 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ОХРАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Слайд 14Экологические правоотношения — это
отношения в сфере охраны, оздоровления
и улучшения окружающей природной
среды,
предупреждения и устранения вредных
последствий воздействия на нее хозяйственной
и иной
деятельности, урегулированные
нормами экологического и смежных отраслей
права.
Слайд 15Субъекты
Объекты
Структура экологических правоотношений:
Слайд 16 Государство - в лице компетентного органа;
Юридические лица
Физические лица, воздействующие на природную
среду с целью ее потребления,
использования,
воспроизводства
либо охраны;
Субъекты
Хозяйствующие субъекты-предприятия, учреждения,
организации, воздействующие на
природную среду, в том числе
граждане, занимающиеся
Предпринимательской
деятельностью, а также граждане,
осуществляющие общее или
специальное природопользование
Слайд 17
интегрированные
особо
охраняемые
дифференцирован-ные
окружающая природная среда
в целом;
отдельные природные объекты
(земля, недра, воды,
леса, лесная
растительность, атмосферный
воздух, животный мир,
генетический фонд, природные
ландшафты);
государственные природные
заповедники, природные заказники,
национальные природные парки,
памятники природы, редкие или
находящиеся под угрозой
исчезновения виды растений
и животных и места их обитания
(ст. 4 Закона «Об охране
окружающей природной среды»).
Слайд 18Природо-пользователи
Органы судебно-прокурорского надзора
Общественные объединения
Органы представительной и исполнительной власти
носители прав
и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной
среды;
специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;
экологического профиля;
осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений
Слайд 19Отличие природных объектов от природных ресурсов.
Объект
– форма.
Ресурс – содержание объекта.
Природный объект –
обособленная часть природы (например, водоем, лесной массив).
Природный ресурс – источник удовлетворения какой-либо потребности за счет использования какого-либо природного объекта (например, водоем, древесина).
Слайд 20По фактическому содержанию
По степени необходимости получения специального разрешения:
- отношения общего природопользования;
- отношения специального природопользования
По
субъекту (по характеру его правоспособности. Это правоотношения с участием граждан (они реализуют в основном общую правоспособность); специальная правоспособность (юридические лица).
По юридическому содержанию (по степени необходимости имущественного права на природный объект):
- отношения, не требующие наличия имущественного права;
По способу определения содержания (определяются законами, договорами)
По масштабу (объекту)
Виды экологических правоотношений:
Слайд 21Содержанием правоотношений, в том числе
и экологических, являются права и обязанности
участников этих
отношений. Права
и обязанности субъектов правоотношений
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому
характеристика прав
одного участника
правоотношения, как правило, означает
и характеристику обязанностей другой стороны.
Слайд 22Особо оговорены правомочия граждан в области охраны окружающей природной среды. Таковым
является право:
создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды,
фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды.
принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;
требовать от соответствующих органов предоставления своевременной,информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
Слайд 25Определение
Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве
права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с
природой
Слайд 26По уровню правового регулирования
Основные права часто называются конституционными и
фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми
документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России.
К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.
Слайд 27Основные права
право частной собственности на землю (ст. 36),
право каждого на
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на
возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37)
право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др.
Слайд 28Иные экологические права человека
право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей природной среды
право граждан России, иностранных граждан и
лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность
право граждан на пребывание в лесах и др.
Слайд 29Классификация
Наряду с представленной выше классификацией, экологические права могут быть подразделены
также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности.
Слайд 30Классификация
Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по
правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права;
социальные и экономические права.
Слайд 31Гражданские права
определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо
незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).
Слайд 32Политические права
выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной
власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия
в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).
Слайд 33Культурные права
позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.
Слайд 34Социальные и экономические права
призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень
с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных
условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.
Слайд 35Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»
закрепил право граждан на
охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, и предусмотрел
ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:
Слайд 36создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в
области охраны окружающей среды;
направлять обращения в органы государственной власти РФ,
органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
Слайд 37выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее
проведении в установленном порядке;
оказывать содействие органам государственной власти РФ в
решении вопросов охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законом права
Слайд 38Иные законодательные акты России
Ряд существенных прав граждан в области охраны
окружающей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному
Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:
Слайд 39на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда,
проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую
продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений;
на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение масовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;
Слайд 40при обращении на предприятия и в организации – на получение
от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений:
а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах;
б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах;
в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;
непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Слайд 41Права на природопользование
В системе экологических прав граждан можно выделить
права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения
разнообразных потребностей человека – экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами законодательства – Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.
Слайд 42ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
В СУДЕБНОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ
В соответствии
со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав
и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.
в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.
Слайд 43 В Конституции РФ предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан.
В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться
охрана таких прав:
Слайд 44судебная защита прав и свобод;
право обжалования в суд решений и
действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений
и должностных лиц;
право на получение квалифицированной юридической помощи;
право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты
Слайд 45Защита экологических прав в сфере деятельности
органов исполнительной власти
Весьма актуальный
вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных
интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а отдельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности.
К таким средствам и способам защиты относятся:
Слайд 46судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих
судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной
юстиции);
административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;
организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;
прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;
контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.
Слайд 47Защита экологических прав граждан в
Конституционном Суде РФ
Важная роль в
механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья
125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. Это – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.
Слайд 48Защита экологических прав Уполномоченным по
правам человека в Российской Федерации
Нарушенные
экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным
по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Слайд 49Защита экологических прав и
Европейский суд по правам человека
С момента,
когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право
обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.
Обращение направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.
Слайд 50Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о
его рассмотрении по существу, если удостоверится, что исчерпаны все доступные
внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.
Слайд 5111 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11
к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,
который предоставил права индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.
Слайд 52РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ЗАЩИТЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
Возможности граждан обеспечивать соблюдение
и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем
создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды»
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:
Слайд 53разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области
охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в
области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
Слайд 54обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о
получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды,
о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;
организовывать и проводить экологическую экспертизу;
рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;
подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Слайд 56Органы общей компетенции выделены особо в силу того, что решение
вопросов экологопользования и охраны окружающей среды
во-первых, не является специальной
функцией этих органов
во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и различные учреждения
Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции
Министерство здравоохранения РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие — классифицированы в самостоятельную группу в силу того, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств.
Слайд 58Главными задачами государственного экологического контроля являются:
1. проверка выполнения программ, планов
и мероприятий по охране окружающей среды;
2. выявление нарушений экологических
требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;
3. проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.
Слайд 60Управление экологопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими
лицами, государственными и муниципальными органами.
К функциям управления относятся:
Слайд 61Правовые формы регулирования
Правотворческая
Правоохранительная
Правоприменительная
Слайд 62Правовые методы регулирования
Рекомендаций
выполнение
управленческих
решений с учетом
местных условий
Санкционирования
решения принимает
сам
управляемый
орган, а управляющий
только утверждает их
Самоуправления
управляемый орган
сам принимает
решения
без чьего-либо
санкционирования
Обязательных
предписаний
точное выполнение
управленческого
решения
Слайд 63Функции управления
Воспроизводство
природных
объектов
Распределение
природных
объектов
Контроль
использования и
охраны природных
объектов
Разрешение
споров о праве
экологопользования
Учет объектов природы
Планирование
мероприятий
по использованию
и
охране природных
объектов
Слайд 64Понятие Экологического Вреда
Вред, нанесенный окружающей естественной среде, природным
ресурсам в процессе осуществления хозяйственной деятельности или в результате загрязнения
окружающей естественной среды или нанесения вреда естественным объектам. В теории она именуется экологическим ущербом (вредом).
Под ней понимают ухудшение качественного состояния окружающей естественной среды в целом и отдельных природных ресурсов в
частности.
Слайд 65Виды экологического вреда
Природоресуровый
Имущественный
Гуманитарный
Пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер. Например,гидротехнические
сооружения, пострадавшие от паводка; горное оборудование, пострадавшее от аварий в
шахтах, и т.
Ущерб наносится природным объектам и в первую очередь экономически значимой их части.
Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина.
Слайд 66Способы устранения экологического вреда
Пресечение
Восстановление
Профилактика
Слайд 67Вывод
Таким образом, независимо от многочисленных видов и разновидностей эковреда, устранение
его сводится к трем основным способам – к его
профилактике (предотвращению), его пресечению и восстановлению последствий, нанесенных экологическим правонарушением.