Слайд 2Владимир Высоцкий родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в
конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о
детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Слайд 3Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания
школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в
нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.
Слайд 6Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов.
Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались
всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась."
Слайд 7Подводная лодка (посв.И.Кохановскому)
Сыт я по горло, до подбородка.
Даже от песен
стал уставать.
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли
запеленговать.
Друг подавал мне водку в стакане,
Друг говорил, что это пройдет.
Друг познакомил с Веркой по пьяни -
Мол, Верка поможет, а водка спасет.
Не помогли ни Верка, ни водка.
С водки похмелье, а с Верки - что взять?
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
И позывных не передавать
Сыт я по горло, сыт я по глотку.
Ох, надоело петь и играть!
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать.
1964-1965
Слайд 8Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на
Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим
театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями.
Слайд 9Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое
отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки,
вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Слайд 10Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и
самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить
нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.
Слайд 11И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены,
что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма
еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".
Слайд 12А потом пришла Любовь.
Марина Влади вошла в его жизнь
в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма
"Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась
Слайд 13 Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел
туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам
направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.
Слайд 14Владимир Высоцкий и Марина Влади.
Слайд 15Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним
рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." -
успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
Слайд 16Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он
мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа,
остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.
Слайд 18Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский...
Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные
в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Слайд 19Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать
и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта
песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."
Слайд 20Смерть…
...25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя
официального сообщения о смерти не было - в это время
проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
Слайд 21Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в
своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти,
питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...