Слайд 2Термин «управление»
управление — это совокупность мероприятий некоей организации (часто —
государства), связанных с осуществлением какой-либо деятельности
процесс планирования, организации, мотивации и
контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации
управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу
управление — это функция организационных систем, обеспечивающая сохранение определенной структуры, сохранение поддержания режима деятельности, реализации программы, целей деятельности
управление выполняет объективно необходимую миссию по организации, координации, согласованию, регулированию и контролю всякого совместного труда людей
применительно к обширной и сложной сфере образования управление — это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом и т. д.
Слайд 3Обобщая:
управление - обособленная деятельность, обеспечивающая такую организацию основной
деятельности, которая способствует достижению поставленной перед этой основной деятельностью цели
Слайд 4Субъект управления — лицо или группа лиц, объединенная неким организованным
образом
Объект управления - группа лиц, организация или несколько организаций, осуществляющих
основную деятельность, на достижение цели (целей) которых направлена управленческая деятельность
Слайд 5Виды (типы) управления
- управление по конечной цели для некоторого периода
времени
управление по траектории движения объекта управления
по ” ценностям“
Слайд 6Управление должно решать следующие основные задачи:
- оценка состояния
- планирование
- организация
- мотивация
- контроль
Слайд 8Требования к формулировке цели:
конкретность
гибкость
измеримость
реалистичность
определенность сроков достижения
Слайд 9Структура управления -
упорядоченная совокупность взаимосвязанных управленческих подразделений и отдельных
должностей, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование
и развитие как единого целого
Слайд 10для различных организаций характерны различные виды структур управления
выбор структуры управления зависит
от стратегических планов организации
организационная структура регулирует:
разделение задач по отделениям и
подразделениям
их компетентность в решении определенных проблем
общее взаимодействие этих элементов
Структура управления
Слайд 11Линейная организационная структура
Слайд 12Линейно-штабная организационная структура
Слайд 13Функциональная организационная структура
Слайд 14Линейно-функциональная организационная структура
Слайд 15Дивизиональная организационная структура
Слайд 16Основные характерные черты линейно-функциональной схемы управления:
наличие нескольких уровней управления
ограничение административного
подчинения нижестоящих уровней управления вышестоящим отдельными функциями
возможность для органа управления
управлять только теми организациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении
Слайд 17Обобщенная структура управления образованием
Слайд 18Центральный орган управления образованием в России - Министерство образования и
науки Российской Федерации
В его ведении находятся государственные органы управления:
Федеральная служба
по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство по науке
Федеральное агентство по образованию
Слайд 19Структура управления образованием
Слайд 20Группы функций управления федерального уровня:
Формирование и осуществление государственной политики в
сфере образования
Определение общих условий функционирования системы образования и образовательных учреждений
Установление
льгот, экономических нормативов, различных норм и правил
Создание учебных заведений федерального ведения и непосредственное руководство ими
Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов
Реализация специфических функций
Слайд 21Министерство образования и науки Российской Федерации принимает решения по следующим
основным функциям управления образованием и выпускает следующие нормативные правовые акты:
порядок
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях
перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях
положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования
формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации
ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и порядок проведения экспертизы учебников
положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования
положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности
федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам
положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений
положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей
номенклатуру должностей научных работников
порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников
порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое
порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации
порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием
порядок установления федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального
бюджета, имеющим в ведении образовательные учреждения профессионального образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета
порядок передачи на усыновление (удочерение) гражданам детей, являющихся гражданами России
порядок функционирования и развития сети специальных учебно-воспитательных и реабилитационных учреждений для детей и подростков
порядок присуждения премий Президента Российской Федерации и премий Правительства Российской Федерации в области образования, науки и техники
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
Слайд 22На муниципальные органы власти в области образования возложены следующие полномочия:
Организация
предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования
Организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района
Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений
Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий
Учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования
Опека и попечительство
Слайд 23К компетенции образовательного учреждения законодательно отнесены следующие полномочия:
материально-техническое обеспечение и
оснащение образовательного процесса
привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств
предоставление учредителю
и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств
подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации
установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей
установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования
разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения
разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения
самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты
самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации
обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных
осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения
Слайд 24Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и его уставом
строится на сочетании принципов единоначалия
и самоуправления.
Слайд 25Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
в каждом учебном заведении
существуют два полюса управления:
совет, как форма самоуправления
руководитель (директор,
ректор), как форма единоначалия
это своего рода разделение на законодательную и исполнительную власть в учебном заведении
Слайд 26Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
совет принимает решения по
общим, наиболее важным вопросам функционирования учебного заведения
руководитель принимает решения
по конкретной реализации решений Совета, а также по другим вопросам, которыми Совет не занимается
решения совета и руководителя являются обязательными для учебного заведения
Слайд 27Формы самоуправления
Формами самоуправления образовательного учреждения могут являться:
попечительский совет
общее собрание
педагогический
совет и др.
порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и
их компетенция определяются уставом образовательного учреждения
Слайд 28Форма единоначалия
Непосредственное управление государственным или муниципальным учебным заведением осуществляет прошедший
соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор)
Слайд 29Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом
соответствующего образовательного учреждения может быть:
избран коллективом образовательного учреждения
избран коллективом образовательного
учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем
избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем
назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето
назначен учредителем
нанят учредителем
Слайд 30Структура устава образовательного учреждения:
наименование, место нахождения (юридический и фактический адрес),
статус образовательного учреждения
учредитель
организационно-правовая форма образовательного учреждения
цели образовательного
процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ
основные характеристики организации образовательного процесса
структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения
порядок управления образовательным учреждением
права и обязанности участников образовательного процесса
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения