Слайд 1
Отработка заданий части В (установление соответствия) в ОГЭ по биологии
Слайд 2Установить соответствие между методами изучения природы и сведениями о живых
организмах:
сведения о живых организмах
А)масса тела амурского тигра достигает 270 кг
Б)
птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края с приходом осени
В) рост растений происходит интенсивнее при внесении в почву удобрений
методы изучения
1 наблюдение
2 эксперимент
3 измерение
Слайд 3Установите соответствие между признаком организма и царством:
признак
А) растут в течение
всей жизни
Б) активно перемещается в пространстве
В) питаются готовыми органическими веществами
Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
Д) имеют органы чувств
Е) являются основным источником кислорода на Земле
царство
1 растения
2 животные
Слайд 4Установить соответствие между грибами и группами к которым они относятся
:
грибы
А) дрожжи
Б)пеницилл, мукор
В) подосиновик, рыжик
Г) трутовик, спорынья
Д) бледная поганка, мухомор
группа
грибов
1 съедобные шляпочныегрибы
2 ядовитые шляпочные грибы
3 дрожжевые грибы
4 плесневые грибы
5 грибы-паразиты
Слайд 5Установите соответствие между средой обитания и характеристикой животных ,обитающих в
этих средах:
характеристика
А) глаза маленькие или вообще отсутствуют
Б) перепонки между пальцами
В)
крылья
Г) передние ноги плоские, с большими когтями
Д)длинные конечности
Е) дыхание жабрами
среда обитания
1 наземно-воздушная среда
2 почвенная среда
3 водная среда
Слайд 6Установить соответствие между функцией организма и органом, который её выполняет
:
функции
А)всасывание воды и минеральных веществ
Б)фотосинтез
В)закрепление растений в почве
Г)транскрипция (испарение)
Д)поглощение углекислого
газа
органы
1
корень
2 лист
Слайд 7Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для
этого растения:
растение
А) лук репчатый
Б) лилия тигровая
В) пырей ползучий
Г) ландыш майский
Д)
тюльпан лесной
Е) папоротник щитовник мужской
тип подземного побега
1 луковица
2 корневище
Слайд 8 Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого
этот признак характерен:
признак
А)растут в течение всей жизни
Б)активно перемещаются в пространстве
В)питаются готовыми органическими веществами
Г)образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
Д)имеют органы чувств
Е)являются основным поставщиком кислорода на Земле
1 растения
2 животные
Слайд 9Установите соответствие между признаками растений класса Однодольные и Двудольные:
признак
А) цветок
с простым околоцветником
Б) стержневая корневая система
В) цветок с
двойным околоцветником
Г) перистое и пальчатое жилкование листьев
Д) параллельное и дуговое жилкование листьев
Е) число частей цветка кратно трем
класс
1 двудольные
2 однодольные
Слайд 10Установите соответствие между видами растений и семействами, к которым они
относятся:
Виды растений
А) вишня
Б) хризантема
В) малина
Г) лапчатка
Д) топинамбур
Е) василёк
семейства
1 Розоцветные
2
Сложноцветные
Слайд 11Установить соответствие между признаком и отделом, для которого этот признак
характерен:
признаки
А)размножается с помощью семян
Б)размножается с помощью спор
В) корневая система хорошо
развита
Г) корневая система отсутствует
Д)представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница и можжевельник
отделы
1 голосеменные
2 моховидные
Слайд 12Установить соответствие между признаком и организмом, для которого этот признак
характерен:
признак
А)имеется кровеносная система
Б)отсутствует в цикле развития основной хозяин
В)отсутствует кровеносная система
Г)паразитирует
в организме животных
Д)участвует в разложение органических веществ
Е)обладает высокой плодовитостью
организмы
1 дождевой червь
2 свиной цепень
Слайд 13Установить соответствие между признаком и классом членистоногих, которому он соответствует:
признак
А)
две пары усиков
Б)число конечностей непостоянно
В) органы дыхания –трахеи и лёгкие
Г)
пара сложных глаз
Д) четыре пары конечностей
Е) органы дыхания -жабры
класс
1 паукообразные
2 ракообразные
Слайд 14Установить соответствие между насекомыми и типом их развития:
насекомые
А)жук-навозник
Б)постельный клоп
В)домовая муха
Г)азиатская
саранча
Д)черный таракан
Е)капустная белянка
тип развития
1 с полным превращением
2 с неполным превращением
Слайд 15Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти
признаки характерны:
признаки
А) У части представителей в развитии имеется стадия
куколки.
Б) Подавляющее большинство представителей – хищники.
В) Тело состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Способны поглощать только жидкую пищу.
Д) Имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове могут располагаться простые и сложные глаза.
классы
1 насекомые
2 паукообразные
Слайд 16Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он
характерен:
признак рыб
А) жаберные щели открываются наружу
Б) рот смещён на брюшную
сторону тела
В) большинство представителей имеют плавательный пузырь
Г) костный скелет
Д) жабры прикрыты жаберными крышками
класс
1 хрящевые рыбы
2 костные рыбы
Слайд 17Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот
признак характерен:
признак
А) наличие шейного позвонка
Б) отсутствие ребер
В) непрямое развитие
Г) наличие
рычажных конечностей
Д) двухкамерное сердце
Е) отсутствие легких
класс рыб
1.рыбы
2. земноводные
Слайд 18
Установите соответствие между признаком и классом хордовых животных, для представителей
которого этот признак характерен.
признак
А) наличие извилин и борозд в коре
больших полушарий
Б) участие в дыхании воздушных мешков
В) альвеолярное строение лёгких
Г) отсутствие зубов
Д) заполнение костных полостей воздухом
Е) участие кожи в теплорегуляции
класс
1 млекопитающие
2 птицы
Слайд 19Установить соответствие между признаком и классом животных, для которого он
характерен:
признак
А) кожа тонкая и голая
Б) кожа сухая и покрыта чешуями
и костными пластинками
В) дыхание кожное и легочное
Г) оплодотворение внутреннее
Д) развитие с превращением
Е) трехкамерное сердце с неполной перегородкой
класс
1 пресмыкающиеся
2 земноводные
Слайд 20Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом:
характеристика
А) образует
средний слой стенок вен и артерий
Б) состоит из многоядерных клеток
–волокон
В) образует скелетные мышцы
Г) имеет поперечную исчерченность
Д) иннервируется вегетативной нервной системой
Е) клетки имеют веретёновидную форму
вид ткани
1 гладкая
2 поперечнополосатая
Слайд 21Установите соответствие между функцией клеток крови и видом клеток:
характеристика
А) распознают
и уничтожают чужеродные вещества и клетки
Б) переносят кислород от лёгких
к тканям
В) участвуют в свёртывании крови
Г) переносят углекислый газ от тканей к лёгким
Д) участвуют в формировании иммунитета
вид клеток
1 эритроциты
2 лейкоциты
3 тромбоциты
Слайд 22Установите соответствие между системой органов и характеристикой, которой она соответствует:
характеристика
А)
состоит из малого и большого кругов кровообращения
Б) имеет многочисленные узлы
В)
образовано венами, артериями, капиллярами
Г) движение жидкости обеспечивается сокращением сердечной мышцы
Д) обеспечивает отток жидкости от органов
система органов
1 кровеносная
2 лимфатическая
Слайд 23Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого
она свойственна:
характеристика
А) окончательное переваривание белков, липидов, углеводов
Б)всасывание органических веществ в
кровь и лимфу
В) всасывается основная часть воды
Г) впадают протоки поджелудочной железы, печени и желчного пузыря
Д) внутренняя поверхность имеет ворсинки
Е) формирование каловых масс
отдел кишечника
1 тонкий
2 толстый
Слайд 24Установите соответствие между отделом пищеварительного канала и процессом пищеварения, который
в нем происходит.:
процессы пищеварения
А) уничтожение микроорганизмов соляной кислотой
Б) механическая
обработка пищи
В) первичное расщепление углеводов
Г) переваривание белков
Д) склеивание пищи в комок
Е) образование пепсина
отделы пищеварительного канала
1 желудок
2 ротовая полость
Слайд 25Установить соответствие между отделами головного мозга и функциями организма, которые
он регулирует:
функции организма
А)пищеварение
Б) мимика
В) движение
Г)чихание
Д) дыхание
Е) обмен веществ
отдел мозга
1 продолговатый
2
промежуточный
Слайд 26Установите соответствие между заболеванием и его характеристикой:
характеристика
А) изображение фокусируется перед
сетчаткой
Б) изображение фокусируется позади сетчатки
В) плохо видит ближние предметы
Г) плохо
видит дальние предметы
Д) следует носить двояковогнутые линзы
Е) следует носить двояковыпуклые линзы
заболевание
1 близорукость
2 дальнозоркость
Слайд 27Установите соответствие между признаком и типом рефлекса, к которому этот
признак относится:
признак
А) присущи индивидуальные реакции организма
Б) не требуют
специальных условий для их возникновения
В) жизненно важны, обеспечивают существование организмов
Г) обеспечивают приспособление организма к быстро меняющимся условиям среды
Д) присущи врождённые видовые реакции организма
Е) формируются в процессе индивидуального развития
тип рефлекса
1 условный
1 безусловный
Слайд 28Установите соответствие между химическим веществом,его функциями, свойствами и строением:
функции, свойства,
строение
А) состоит из аминокислот
Б) состоит из остатков молекул жирных кислот
и глицерина
В) защищает организм от переохлаждения
Г) защищает организм от бактерий и вирусов
Д) не является полимером
Е) при расщеплении 1 г вещества освобождается 17,6 кДж энергии
вещество
1 белки
2 жиры
Слайд 29Установите соответствие между молекулами и особенностями их строения и функцией:
особенности
А)
полимер
Б) хранитель наследственной информации
В) источник энергии
Г) мономер
Д)
макроэргическое соединение
Е) нестойкое соединение
молекулы
1 АТФ
2 ДНК
Слайд 30Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой
он характерен:
признак объекта
А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны
В) не имеют
собственного обмена веществ
Г) характерна автотрофность
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки
форма жизни
1 неклеточная (вирусы)
2 клеточная (бактерии)
Слайд 31Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки :
характерные черты
А) участвуют
в синтезе белка
Б) энергетические станции клетки
В) покрыты двумя мембранами
Г) находятся
на шероховатой ЭПС
Д) внутренняя мембрана имеет выступы - кристы
Е) формируются в ядрышках
органоиды клетки
1 рибосомы
2 митохондрии
Слайд 32Установите соответствие между органоидом клетки и выполняемой им функцией:
функция
органоида
А) несет на своей мембране рибосомы
Б) образует лизосомы
В) обеспечивает транспорт
веществ по трубочкам и цистернам
Г) накапливает синтезированные клеткой вещества
Д) делит клетку на секции, где происходят различные химические реакции
Е) участвует в построении клеточной оболочки
органоид клетки
1 комплекс Гольджи
2 шероховатая эндоплазматическая сеть
Слайд 33Установите соответствие между строением клетки и ее видом:
строение клетки
А) отсутствует
оформленное ядро.
Б) хромосомы расположены в ядре.
В) отсутствуют митохондрии
Г) в клетке
одна кольцевая хромосома.
Д) АТФ накапливается в митохондриях
Е) половых хромосом нет.
вид
1 прокариотическая
2 эукариотическая
Слайд 34Установите соответствие между особенностями обмена веществ и группами организмов:
особенность обмена
веществ
А) выделение кислорода в атмосферу
Б) использование готовых органических веществ
В) синтез
органических веществ из неорганических
Г) использование энергии запасенной в пище, для синтеза АТФ
Д) использование солнечного света для синтеза органических веществ
группа организмов
1 автотрофы
2 гетеротрофы
Слайд 35Установите соответствие между видами обмена веществ и его характеристикой:
характеристика
А) окисление органических
вещетв
Б) образование полимеров из мономеров
В) расщепление АТФ
Г) запасание энергии в клетке
Д) репликация ДНК
Е) окислительное
фосфорилирование
вид обмена веществ
1 пластический
2 энергетический
Слайд 36
Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому
её относят:
характеристика
А) синтезируется глюкоза
Б) окисляются органические вещества
В) выделяется кислород
Г)
образуется углекислый газ
Д) происходит в митохондриях
Е) сопровождается поглощением энергии
процессы жизнедеятельности
1 фотосинтез
2 дыхание
Слайд 37Установите соответствие между этапом синтеза белка и его характеристикой:
характеристика процесса
А)
синтез и-РНК
Б) доставка аминокислот т-РНК к рибосоме
В) считывание информации рибосомой
с и-РНК
Г) доставка и-РНК к рибосоме
Д) перевод последовательности нуклеотидов и-РНК в последовательность аминокислот
этап синтеза белка
1 транскрипция
2 трансляция
Слайд 38Установите соответствие между характеристикой полового размножения животных и его формой:
характеристика
А)
организм развивается из зиготы
Б) потомство развивается
из яйцеклеток
В) развивающийся организм
имеет наследственность только
материнскую
Г) развитие нового организма
обусловлено женской гаметой
Д) потомство наследует гены
двух родителей
формы полового размножения
1 с оплодотворением
2 без оплодотворения
Слайд 39Установите соответствие между видом генотипа и его характеристикой:
характеристика генотипа
А) наличие двух доминантных аллелей гена
Б) наличие доминантного и рецессивного аллеля гена
В) зигота содержит два рецессивных аллеля гена
Г) образует два типа гамет
Д) образует один тип гамет
Е) даёт расщепление признаков у потомства
виды генотипа
1 гомозиготный
2 гетерозиготный
Слайд 40Установите соответствие между характеристикой мутации и её видом :
характеристика
А) уменьшение
числа хромосом
Б) выпадение нескольких нуклеотидов из ДНК
В) изменение последовательности нуклеотидов
в ДНК
Г) увеличение вдвое набора хромосом
Д) увеличение числа хромосом в ядре
Е) замена двух нуклеотидов двумя другими
вид мутации
1 геномная
2 генная
Слайд 41Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он
возник:
результат эволюции
А) возникновение систематических таксонов
Б) упрощение организации при паразитизме
В) усложнение систем
органов
Г) появление полового процесса
Д) упрощение организации при сидячем образе жизни
направление
1 ароморфоз
2 общая дегенерация
Слайд 42Установите соответствие между примером и видом адаптаций, к которому его
относят:
пример
А) строительство муравейника
Б) окраска венчика у цветка
В) роющая конечность у
крота
Г) мясистый стебель кактуса
Д) брачные игры у тетеревов
Е) спячка животных
виды адаптаций
1 морфологические
2 поведенческие
Слайд 43Установите соответствие между примером и фактором среды, который этот пример
иллюстрирует:
пример
А) химический состав воды
Б) разнообразие растительного планктона
В) влажность воздуха
Г) клубеньковые бактерии на корнях гороха
Д) скорость течения воды в реке
Е) феромоны, выделяемые насекомыми
фактор среды
1 биотический
2 абиотический
Слайд 44 Установите соответствие между животным и его ролью в биогеоценозе
широколиственного леса:
животные
А)) лоси
Б) лисицы
В) рыси
Г) дятлы
Д) белки
Е) совы
роль в биогеоценозе
1
консумент первого порядка
2 консумент второго порядка
Слайд 45Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые
они характеризуют:
признаки
А) тело покрыто мантией
Б) раковина имеет две створки
В)обитает в пресных водоёмах
Г)кровеносная система незамкнутая
Д) питается, фильтруя воду
Е) это донное, малоподвижное животное
критерии
1экологический
2 морфологический
3 физиологический
Слайд 46Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для
которого он характерен.
признак большого прудовика
A) органы чувств — одна
пара щупалец
Б) коричневый цвет раковины
B) населяет пресные водоемы
Г) питается мягкими тканями растений
Д) раковина спирально закрученная
критерий
1 морфологический
2 экологический
Слайд 47Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними:
организмы
А)
берёза и берёзовая чага
Б) берёза и подберёзовик
В) клевер и шмель
Г)
лиса и клещ
Д) носорог и воловьи птицы
Е) рак-отшельник и актиния
тип отношений
1 паразитизм
2 симбиоз
Слайд 48В1. Выберите три верных ответа
В. Сходство грибов и животных состоит
в том, что
У них гетеротрофный тип питания
У них автотрофный способ
питания
Клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин
В их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
В их клетках отсутствуют хлоропласты
Их тело состоит из тканей
Слайд 49В1. Выберите три верных ответа
Основные функции ядра в клетке
в
Синтез молекул ДНК
Окислении органических веществ с выделением энергии
Синтез молекул иРНК
Поглощении
клеткой веществ из окружающей среды
Образование органических веществ из неорганических
Образование большой и малой субъединиц
Слайд 50В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных
ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
охлаждают растение
2) имеют устьичные клетки
3) выполняют якорную функцию
4) содержат зону проведения
5) всасывают воду и
минеральные вещества
6) осуществляют синтез
органических веществ
из неорганических
Ответ:
Слайд 51В1. Какие признаки отличают мхов от папоротниковидных растений. Выберите
три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми
они указаны.
Имеют ризоиды
Размножаются спорами
Содержат споры и коробочки
Образуют половые клетки
Имеют предросток, похожий на нить
водоросли
6) В цикле развития есть бесполое и половое поколение
Ответ:
Слайд 53В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых
с полным превращением. Выберите три верных ответа из шести и
запишите цифры, под которыми они указаны.
Личинка
Бластула
Зигота
Взрослая особь
Гаструла
Куколка
Ответ:
Слайд 54В2
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Слайд 55В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому
его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите
позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИМЕР ВИД АДАПТАЦИИ
А) Строительство муравейника 1) морфологическая
Б) Окраска венчика у цветка 2) поведенческая
В) Роющая конечность у крота
Г) Мясистый стебель у кактуса
Д) Брачные игры у тетеревов
Е) Впадение в спячку
Ответ:
Слайд 56В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для
которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца
выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА
А) Заканчивается переваривание 1) тонкий
белков, углеводов, липидов 2) толстый
Б) Всасываются органические
вещества в кровь и лимфу
В) Всасывается основная часть воды
Г) Расщепляется клетчатка
Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки
Е) Формирование каловых масс
Ответ:
Слайд 57В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых
он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите
позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИЗНАК КЛАСС 1)Паукообразные 2) Ракообразные
А) Две пары усиков
Б) число конечностей непостоянно
В) органы дыхания – трахеи и легкие
Г) пара сложных глаз
Д) четыре пары конечностей
Е) органы дыхания - жабры
Ответ:
Слайд 58В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для
которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца
выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
КЛАСС ПРИЗНАК
А) Кожа тонкая и голая 1)Пресмыкающиеся
Б) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводные
покрыта роговыми чешуями
и костными пластинками
В) Дыхание кожное и легочное
Г) Оплодотворение внутреннее
Д) Развитие с превращением
Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой
Ответ:
Слайд 59В 3
РАСПОЛОЖИТЬ В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПУНКТЫ ИНСТРУКЦИИ ИЛИ
УРОВНИ
ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕГО-ЛИБО
Слайд 60В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В
ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Отряд Приматы
Семейство
Мартышкообразные
Тип Хордовые
Царство Животные
Вид Макака-резус
Класс Млекопитающие
Ответ:
Слайд 61В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с
фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Зарисуйте
микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
Зажмите препарат крови человека лапками-держателями
Положите микропрепарат на предметный столик
Глядя в окуляр, настройте свет
Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите четкого изображения крови человека
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии
5-10 см от края рабочего стола
Слайд 63В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата
кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите
соответствующую последовательность цифр.
Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплю
Рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз
Предметное и покровное стекла протрите салфеткой
Ответ:
Слайд 64В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до
о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Сделайте
10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца
Ответ:
Слайд 65В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная
с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Соединительная ткань
Ион железа
Эритроциты
Гемоглобин
Форменные
элементы
Кровь
Ответ:
Слайд 66В3. Установите последовательность процессов, характерных для листопада
А) образование отделительного слоя
на черешке
Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
В)
опадание листьев
Г) разрушение хлорофилла вследствие уменьшения количества света
Д) изменение окраски листьев
Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
Г) разрушение хлорофилла вследствие уменьшения количества света
Д) изменение окраски листьев
А) образование отделительного слоя на черешке
В) опадание листьев
Слайд 67В3. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого
он характерен.
ПРИЗНАК
А) наличие генеративных органов – цветков
Б) отсутствие плодов
В) размножение
спорами
Г) образование пыльцы
Д) оплодотворение происходит на заростке
Е) оплодотворение не зависит от наличия воды
ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ
1) Покрытосеменные
2) Папоротниковидные
Слайд 68В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из
предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст
цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Слайд 69В 4
НЕОБХОДИМО ВСТАВИТЬ
В ТЕКСТ ТЕРМИНЫ
ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ
Слайд 70 Внешнее строение побега
Побег, состоящий из стебля, листьев и почек,
называют __(А).
Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка
– и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).
Перечень терминов:
1) генеративный
2) пазуха
3) боковая почка
4) смешанная почка
5) вегетативный
6) жилка
7) чечевичка
8) узел
Ответ:
Слайд 71 В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой
кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые
обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Строение трубчатой кости.
Скелет человека образует
множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.
Перечень терминов:
Губчатое вещество
Надкостница
Компактное вещество
Желтый костный мозг
Грудная клетка
Свободная верхняя конечность
Хрящ
Красный костный мозг
Ответ:
Слайд 73 В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные
термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите
в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
НАДФ Н2
Слайд 74«Световая фаза фотосинтеза»
В4.Вставьте в текст «Фотосинтез» пропущенные термины из
предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. В настоящее время
установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.
Перечень терминов:
ДНК
Темновая
Кислород
АТФ
Сумеречная
Гемоглобин
Хлорофилл
Углекислый газ
Ответ:
Слайд 75 В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки»
пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения.
Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Сосудистая оболочка
Реснитчатое тело
Слайд 76СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ
В4. Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые
_____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые
- ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).
Перечень терминов:
Палочка
Зрачок
Роговица
Слепое пятно
Хрусталик
Желтое пятно
Стекловидное тело
Колбочка
Ответ:
Слайд 77Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый
ответ.
Задания выполняются на отдельном листе.
Советуем выполнять задания в том
порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему.
Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Слайд 78Часть С1
Ответить на вопрос.
Необходимо ответить четко и
ясно.
Слайд 79С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
За восприятие цвета отвечают
колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;
При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.
Слайд 80Часть С2
Внимательное чтение текста. Проверяется умение выделять главное для
заполнения таблицы и записать в графы содержание
пропущенного элемента.
Слайд 81С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика
желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.
Сравнительная характеристика желез
Слайд 82Содержание верного ответа.
Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:
1 –
смешанной секреции
2- внутрисекреторная (эндокринная) функция
3- пищеварительные ферменты
Слайд 83Часть С3.
Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста
со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания
для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
Слайд 84С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие
желез внутренней секреции от желез внешней секреции.
Правильный ответ должен содержать
следующие элементы:
1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;
2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;
3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.
Слайд 85Часть С4.
Умение работать
со статистическими данными,
представленными в табличной
форме.
Слайд 86С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте
на вопросы.
Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).
От чего
зависит здоровье человека? Дайте определения
понятиям «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье
человека и его образ жизни?
Слайд 87Правильный ответ может содержать следующие элементы:
По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием
полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием
болезней и физических дефектов»
Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;
Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).