Слайд 120 век: философская и антропологическая ситуация
Слайд 2“Мы с вами еще не очень хорошо знаем,
что с
нами происходит”
Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. С. 30-31.
Слайд 3Вопрос о том, что с нами происходит, вероятно, может быть
сопряжен с не менее значимым: с какого момента для нас
начинается современность или с какой ситуацией она для нас сопоставима?
Слайд 4Начало 20 века – это время потрясений. Первая Мировая война
обнаружила всю сложность человеческой ситуации в начале 20 века, вызванную
потерей оснований и гарантий присутствия в мире. Данная ситуация открыла
“отброшенность человека к началам, для человека более изначальным, чем жизнь, - к началам смысла бытия”
Ахутин А.В. Рубеж 20 века. С. 734.
Слайд 5появление феномена массового человека
укрепления идеологических и социально-политических влияний на
человека
Слайд 6замещение способности человека в усилии думать самостоятельно
Слайд 720 век характеризуется появлением феномена идеологических государств и идеологических социальных
структур. Этот феномен можно обозначить как “массы” или “массовое общество”,
структурированное в соответствии с целями и задачами, которые имеют идеологический характер.
Слайд 8“идеологией является такая совокупность представлений, которая служит для того, чтобы
соединять людей вместе в те или иные социальные структуры”.
В
рамках такой структуры человек рассматривается как субъект общественных отношений, носитель особого сознания, в основе которого определенные представления, понятия, направленные на эффективность, смысловую индифферентность.
Мамардашвили, М. К. Очерк современной европейской философии // М. К. Мамардашвили – Санкт-Петербург : Азбука. 2012. – С. 64.
Слайд 9Эти представления могут выглядеть весьма наукообразно, чаще всего они так
и выглядят, но внутри, они полностью лишены нравственного содержания, т.е.
не задаются вопросом о правильности или разумности происходящего.
Какова цель любой идеологии?
Слайд 11Противоречивое положение интеллектуала внутри идеологической структуры…
Слайд 12Идеологическим является сознание такого человека, который полагает, что говорит от
лица истины, а на самом деле говорит от лица класса
и т.д. Две названные структуры – массы и идеология – это тот котел, в котором происходила плавка нового антропологического типа или нового европейского сознания, больного, как заметил Ницше.
Слайд 13Тема нигилизма является определяющим маркером новой исторической ситуации, возникшей в
начале 20 столетия.
(нигилизм, как как основополагающее состояние сознания европейского
индивида. Сам Ницше объявил себя “первым нигилистом Европы”)
Слайд 14“Под нигилизмом Ницше понимает исторический факт, т.е. событие, в котором
обесцениваются высшие ценности, упраздняются все цели и все оценки начинают
противоречить друг другу”.
Хайдеггер, М. Собр. соч. : в 2 т. / М. Хайдеггер. — Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2006. — Т. 1 : Ницше. — С.159.
Слайд 15Но что подвергается самому серьезному обесцениванию???
Слайд 16Самому существенному обесцениванию подвергается человек или идея человека:
“Вид человека
утомляет – что же иное современный нигилизм, если не это?
Нам надоел человек”
(см. Ницше, Ф. Генеалогия морали / Ф. Ницше // Избранные произведения. — Москва : Сирин, 1990. — С. 30-31)
(кризис христианской идеи ЛИЧНОСТИ)
Слайд 17Что такое Нигилизм, как психологическое состояние?
Слайд 18Возникновение новых философских школ и направлений, как и постулируемых ими
специфических антропологических моделей стало поворотным явлением в современном мире, в
рамках которого возникло и особое терминологическое сопровождение и особый вид рефлексии, основным объектом которой становится феномен сознания.
Экзистенциализм
психоанализ
герменевтика
феноменология