Слайд 1Основные философские школы и течения антисциентизма
в западной философии
Слайд 2Антисциентизм
Антисциенти́зм (от греч. anti- — против и лат. scientia — знания) — философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке,
её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности
от умеренного отношения до враждебного. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука»
Слайд 3Антисциентизм исходит из того, что важнейшим признаком философии является ее
ценностный характер
Истоки антисциентизма можно обнаружить в разделении Кантом теоретического и
практического разума и его понимании сущности человека, который никогда не должен выступать в качестве средства чего-либо.
Слайд 4Баденская школа неокантианства
философия Канта подвергается антисциентистской интерпретации
Представители:
В. Виндельбанд (1848-1915)
Г. Риккерт (1863-1936)
Слайд 5Баденская школа неокантианства
особое внимание обращается на роль субъекта в процессе
познания
утверждается, что научное познание не является доминирующим фактором культуры
научные
методы, критерии и принципы не могут рассматриваться в качестве абсолютного эталона для других форм познавательной деятельности
во взаимоотношениях объекта и субъекта гораздо важнее системы ценностей, на которых основаны в том числе и гносеологические отношения человека с миром
человек не может освободиться от своей изначальной субъективности, которая оказывает влияние на все богатство его взаимоотношений с миром и другими людьми.
Слайд 6Цель философии не может быть сведена к анализу только научного
познания, она должна исследовать все системы ценностей, которые существуют в
человеческой культуре.
Слайд 7Бергсонианство или "философии жизни"
А. Шопенгауэр С. Кьеркегор
Ф. Ницше
(1788 - 1860)
(1813 - 1855) (1844 - 1900)
Слайд 8Экзистенциализм
Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм
Экзистенциализм – философское течение,
считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование
Обращен не к выяснению
сущности человека, а к его повседневному бытию
Характерно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуализма
Слайд 9Мартин Хайдеггер
(1889-1975)
Основоположенник экзистентизма
Рассматривает бытие как некое непредметное начало, фундирующее весь
мир вещей («имманентный трансендент»)
Бытие – ближайшее для человека
Мир – место,
где взаимодействуют бытие и сознание
Человеческая жизнь – единственное сущее, с которого можно считать смысл бытия
Слайд 10Карл Ясперс
(1883 – 1969)
Задачи философии истории решаются в поисках этого
единства исторического процесса, смысла, структуры мировой истории
Человечество имеет единое происхождение
и единый путь развития
«Философская вера» есть вера в «коммуникацию»
Философствование любого человека имеет целью достижение истинной «коммуникации», т.е. реальной возможности быть услышанным и высказаться самому
Философская вера дает ответы на все «экзистенциальные вопросы»
Слайд 11Персонализм
Его представители также исходят из противопоставления
рациональному подходу к постижению мира
иррационализма, рассматривая его как
реакцию "на недостатки определенной формы рациональности".
Лишь
новое понимание
рациональности и ее синтез с верой составляют сущность философии в
персоналистском понимании
«Персонализм есть не что иное, как
рациональная вера»
Слайд 12"Наука есть
утверждение или отрицание, философия есть вопрошание".
Слайд 13Один из любимых тезисов, так или иначе варьируемый в антисциентизме,
связан с
утверждением о том, что
философия - это не теория,
а особый мыслительный
процесс
Слайд 14И. Шмуккер-Гартман концепция "дидактика философии"
Философия и наука - это антиподы
Наука -
это теория. Философия – размышления
Способность к философии присутствует в каждом
человеке, и обучение философии поэтому есть умение раскрыть ее в конкретной личности.
В философии на первый план выступает сам процесс обучения и самообучения особой культуре мышления. Причем исходным пунктом обучения философии должно стать осознание человеком того факта, что он является особой частью бытия, его элементом
Человека необходимо научить ориентироваться в мире, показав ему, что общепринятая ориентация является во многом лишь случайной.
Понимание слитности человека с бытием позволяет осознать тот факт, что наука направлена на разрыв единства мира и человека.
Наука основанная на вере в рациональное, разрушает мир, а философия ведет к надрациональному постижению бытия, сливая познание, сознание и веру в единую гармонию.