Слайд 1Киноглаз или Жизнь врасплох
Урок изобразительного искусства
в 8 классе
Слайд 2Основное отличие показа жизни в телерепортаже от изображения её в
игровом фильме состоит в несрежиссированности происходящего на экране. Фиксация
факта без вмешательства извне, запечатление жизни такой, какая она есть, врасплох, а не «причёсанной»,специально подготовленной к съёмке – смысл телевизионного репортажа.
Слайд 3Выдающийся советский
режиссёр-документалист Дзига Ветров
сравнивал кинокамеру
с киноглазом,
которым
мы смотрим
а мир.
Слайд 4В 1924 году вышел первый полнометражный фильм «Кино-Глаз» с подзаголовком
«Жизнь врасплох». Этот фильм о человеке в документально-поэтическом неинсценированном фильме.
Под таким же названием у Вертова была теория о съемках жизни врасплох методом скрытого наблюдения. Он считал, что это будет киноправда. По сути дела, съемка жизни врасплох означала для него примерно то же, что в современном кинематографе понимается под репортажным методом.
Слайд 5Образ в изображении рождается только благодаря выражению в нём творческой
мысли и воли художника.
Непосредственность видения мира и выбор
из всего многообразия
того, что более всего затронуло ваше сердце, превращают съёмку документального фильма в художественное творчество.
Слайд 6Правда и интерес к происходящему
в документальном фильме обеспечиваются благодаря длительному и целенаправленному наблюдению за человеком или ситуацией.
Человек привыкает к камере, не замечает её,
оставаясь самим собой.
Слайд 7Наблюдение – это некая видеоохота,
требующая терпения, внимания и заинтересованности
в том, что снимаешь.
В особенности это касается человека в
кадре.
Слайд 8В процессе съёмки режиссёры иногда прибегают
к
провокации как катализатору снимаемого события. Зрителям интересно наблюдать за реакцией человека, попавшего в неожиданную ситуацию, и эффект, который производит на него эта неожиданность.
Слайд 9Чаще используется приём скрытой камеры.
Спрятанная от посторонних
глаз камера помогает оператору фиксировать непритворные реакции людей, естественность их поведения.
Слайд 11Усвоив элементарную сценарно-режиссёрскую
и операторскую грамоту в построении видеофразы,
которые по
аналогии с живописью и музыкой
называются этюдами.
Слайд 12Термин «этюд» в кино и телепрактике заимствован
из живописи и
других искусств.
В живописи этюд – это небольшая работа, выполненная
с натуры, в музыке – упражнение, нацеленное на развитие
исполнительской техники и композиционного мастерства,
в философии – размышление,
исследование одного вопроса, узкой темы
Этюд к картине
Виктора Васнецова «Алёнушка»
Музыкальный
этюд
Слайд 13Все эти характеристики в полной мере определяют содержание и форму
видеоэтюда.
Видеоэтюд – это документальная (натурная) съёмка, посвящённая разработке какой-либо
одной темы, являющаяся одновременно творческим упражнением
на развитие композиционного
и монтажно-съёмочного мастерства.
Слайд 14Видеоэтюд предполагает особый взгляд на мир,
в основе которого лежит
эмоционально-поэтическое
отношение к снимаемому.
За серыми громадами домов и проносящимися машинами
в
шелесте листьев или отблесках огней ночного города можно почувствовать дыхание города.
Слайд 15В этюде изображение важнее всего.
Оно является здесь главным действующим лицом,
средством выражения замысла и создания кинообраза, когда вы пытаетесь увидеть в окружающем, в людях
что-то неповторимое, близкое и интересное вам.
Слайд 16Сюжетное и изобразительное развитие темы в этюде может быть поддержано
музыкой и шумами.
Звук активно влияет на восприятие происходящего
на
экране.
Разное музыкально-звуковое решение эпизода даёт
и разное его эмоционально-смысловое прочтение.
Слайд 17Термин сюжет пришёл в телепрактику
из журналистики и обозначает краткое
экранное повествование о каком-либо событии.
В видеосюжете главное — экранный
рассказ о событии, повествование которого предстаёт перед нами
в жанрах репортажа, очерка, интервью.
Слайд 18Информационные телепередачи, как и новости он-лайн, строятся на репортажных видеосюжетах.
Репортаж
— это сообщение с места события, которое произошло или происходит.
Репортажные видеосюжеты занимают важнейшее место не только на экранах телевизоров и в Интернете, но и в вашей съёмочной практике.
Типичный пример — видео на тему «Первое сентября», «Последний звонок», «На соревнованиях» и т. п.
Слайд 19Репортаж предполагает наиболее точную и объективную, информацию о событии.
Он сценарно и монтажно выстраивается так, что не акцентирует наше внимание на трагических деталях, а ещё раз призывает к вниманию на дорогах.
Слайд 20Введение авторского мнения, проявление своей позиции
и личных комментариев превращают репортаж в очерк.
Очерк –
это информация о людях и событиях, как и репортаж. Но это уже не чисто новостное сообщение,
это рассказ, включающий в себя исторические
или иные мотивы, параллели с другими событиями,
размышления автора о героях очерка.
Слайд 21Репортаж и очерк могут вбирать в себя элементы интервью.
Интервью
– это разновидность разговора,
беседы между двумя и более людьми,
при которой интервьюер задаёт вопросы
своим собеседникам и получает на них ответы. Интервью на телеэкране и в любительской практике может существовать как самостоятельный жанр.
Слайд 22Простейшее решение: камера направлена на героя,
мы слышим вопросы
невидимого интервьюера
и отвечающего героя в кадре. Чем дольше длится разговор и камера держит на одном плане говорящего, тем скучнее и невыразительнее выглядит на экране подобное зрелище.