Слайд 1Породоразрушающий
инструмент
Слайд 4 Разрушают породу дроблением и
скалыванием в результате динамического воздействия (ударов) зубьев при перекатывании шарошки
по забою. Долота при бурении не должны вызывать скалывающего действия за счет скольжения зубьев.
Долота дробящего типа
Слайд 5Дробяще-скалывающие долота
Разрушают горную породу
дроблением-скалыванием при периодическом прерывистом контакте породоразрушающего элемента с породой, который
обеспечивается вращением долота и перекатыванием шарошек по забою.
Слайд 6Режуще-скалывающие и истирающе-режущие долота
Разрушают породу
скалыванием, резанием и истиранием при непрерывно-прерывистом контакте породоразрушающего элементов с
породой, обеспечиваемым вращением долота и резцов в одной плоскости (непрерывность контакта). Прерывистость их контакта связана с колебаниями инструмента и характером разрушения горной породы.
Слайд 7Лопастные долота
Двухлопастное долото 2Л: 1 - корпус; 2 -
лопасть; 3 - штырь; 4 - пластина
Долото трехлопастное истирающе-режущее
(долото ЗИР)
1 - корпус; 2 - лопасти; 3 - сопло;
4 - стопорная шайба; 5 - уплотнительное кольцо; 6 - винт; 7 - стопорная шайба;
8 - штыри (твердосплавные)
Слайд 8Пикообразные долота
Выпускаются с обычной промывкой диаметрами
от 98,4 до 444,5 мм двух типов:
- Ц - для разбуривания цементных пробок;
- Р - для расширения ствола скважины.
Пикообразное долото (пикобур) типа Р:
1 - корпус;
2 - лопасть;
3 - пластины;
4 - твердосплавные штыри
Слайд 9Алмазные долота
Алмазные долота с различными
профилями конусов
На алмазные долота приходится 4% общей проходки нефтяных и
газовых скважин, причем этот показатель за последние годы стабилизировался. Механическая скорость составляет в настоящее время в среднем 1,5-3 м/ч, поэтому основной задачей является совершенствование долот и режима их отработки в направлении повышения механической скорости.
Слайд 10Шарошечные долота
Более 90 % всего объема глубокого
эксплуатационного и разведочного бурения ведется с использованием трехшарошечных долот. Секционные
долота представляют собой сварную конструкцию из трех отдельных лап, сваренных вместе. На верхнем конце долота нарезана замковая резьба. На цапфе через систему шариковых и роликовых подшипников устанавливается шарошка с беговыми дорожками. Цапфа - это опора шарошки. Тело шарошки оснащено фрезерованными стальными зубьями, размещенными по венцам. На торце со стороны присоединительной резьбы выбивается шифр долота, его порядковый номер и год изготовления. Долота изготавливаются как с центральной, так и с боковой системой промывки. Шарошечные долота выпускаются диаметрами от 46 до 508 мм.
Слайд 11Двухшарошечные долота
Предназначены в основном для бурения
на небольших глубинах в мягких породах с пропластками пород средней
твердости.
Двухшарошечные долота: а-В112МГ; 1 - секция (лапа); 2 - узел опор; 3 - шарошка; 4 - вооружение; б-2В93С
Слайд 12Одношарошечные долота
Состоит из корпуса 1 с присоединительной
резьбой, нижняя часть корпуса выполнена в виде лапы 2 с
наклоненной под 30° цапфой 4. На цапфе на подшипниках установлена сферическая шарошка 5. Шарикоподшипник двухстороннего действия (замковый) собирают через отверстие в лапе и цапфе. После сборки долота отверстие закрывают пальцем 3, который приваривают к корпусу. Промывочное отверстие 6 образует систему промывки долота.
Слайд 13Специальные долота
Предназначены для работ в
пробуренной скважине и в обсадной колонне (зарезные, расширители, фрезерные и
др.).
Так фрезерное долото предназначено для разбуривания металлических предметов в скважине при аварийной ситуации
Слайд 14Фрезерные долота
1 - корпус; 2 - отвод; 3 - лента
спиральная; 4 - твердосплавные пластины; 5 - конические насадки; 6
- фиксирующая втулка; 7 - резиновое уплотнение;
8 - твердосплавные пластины; 9 - промывочные отверстия;
10 - пробка
Слайд 15Долота для колонкового бурения
для отбора образцов проходимых пород (керна) с
целью изучения геологического строения разреза скважин, механических, абразивных, коллекторских свойств,
состава и строения горных пород, а также состава и свойств насыщающего породу флюида. Для отбора керна бурят кольцевым забоем, при этом конструкция долота и режим бурения должны обеспечить сохранность керна.
Колонковое долото состоит из: бурильной головки 1, корпуса 2, грунтоноски 6 с дренажным клапаном 5, в которую входит керн, керноприемного устройства 7, кернорвателя 8. Долото соединено с бурильной колонной переводником 3. Грунтоноска подвешена к корпусу долота жестко или на подшипниках 4, предотвращающих ее вращение при вращении
Слайд 16Технико - экономические показатели работы долот
Для
оценки работы долот при бурении нефтяных скважин пользуются следующими показателями:
- величиной механической скорости проходки, измеряемой числом метров, проходимых долотом в течение одного часа работы на забое (м/ч);
- величиной рейсовой скорости проходки, измеряемой числом метров за один рейс, отнесенных ко времени механического бурения плюс время, затраченное на подъем инструмента, замену долота или спуск инструмента, (м/ч);
- временем пребывания долота на забое (ч);
- проходкой h за рейс (м).