Слайд 1Тема урока:
Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии
Слайд 2Цель урока:
Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие»,
систематизировать
полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические,
синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах),
развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Слайд 6Цель:
Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.
Слайд 7Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся.
П…думав
он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших
на озер…4 .
Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.
Но стало казат…ся что ни в лебедя а в человека стреля…ш….
В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.
Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.
Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.
Такова власть красоты.
Слайд 8
Задания:
1. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.
2. Определить основную мысль
текста.
3. Объяснить графически пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания.
4. Назвать виды
орфограмм, встреченных в тексте.
5. Выписать словосочетания.
6. Найти предложения, соответствующие данным схемам, указать их номера.
7. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.
8. Произвести морфемный разбор слов: подумав, сидевшие.
9. По каким признакам мы определяем 1)причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?
Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом.
Слайд 91. ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям,
стал целиться.
Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше
птиц, сидевших на озере.
Зарядив ружье, приготовился выстрелить.
Но стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь.
Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.
Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.
Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.
Такова власть красоты.
Слайд 114. Виды орфограмм, встреченных в тексте:
- правописание падежных окончаний
существительных,
- правописание неизменяемых приставок,
- правописание -ться/ -тся в глаголах,
- правописание безударных гласных,
- правописание приставок при- и пре –,
- правописание окончаний глаголов во 2л. ед.ч.,
- правописание приставок на –з и –с,
- правописание сомнительных согласных,
- правописание Н и НН в суффиксах причастий,
- правописание О-Ё после шипящих в корне слова,
- правописание не с глаголами,
- правописание окончаний причастий.
Слайд 156. Проверь себя:
1 схема - 5,7 предложения
2 схема – 3
предложение
3 схема – 2 предложение
4 схема – 6 предложение
Слайд 177. Варианты ответа:
Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше
сидевших на озере птиц.
Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя
девушке.
Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.
Слайд 21 9. Проверь себя:
1. Причастие обозначает признак предмета по
его действию
2. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое выражено
глаголом.
3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:
- это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,
- но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.
Слайд 23Цель:
проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.
Слайд 24Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.
Подумав, он решил стрелять
мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.
1.
Поменяйтесь тетрадями.
2. Пользуясь ключом, проверьте.
3. Оцените работу одноклассника.
гл гл
пр сущ
Подумав, он решил стрелять мелкой дробью,
деепр гл нар сущ прич пр сущ
надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием , обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).
Слайд 27Цель:
проверить умение правильно писать
НЕ
с причастиями и деепричастиями.
Слайд 28Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась
бы раздельно со словом.
Неисследованная местность_________________________
Нескошенная трава_________________________________
Нерешенная проблема______________________________
Невыполненное задание____________________________
Несостоявшееся соревнование_______________________
Слайд 29Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.
1.Нет большего удовольствия, чем
идти по (не)знакомым____________ дорогам к какому-нибудь озеру.
2. В (не)обыкновенной,
никогда (не)слыханной тишине ______________ зарождается рассвет.
3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова. ______________
4. Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей еще птицы. ___________________
5. Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос. _____________________
Слайд 30Проверь себя:
Незнакомым (дорогам) – к прилагательному можно подобрать синоним
Необыкновенной (тишине)
– к прилагательному можно подобрать синоним
Никогда не слыханной тишине -
есть у причастия зависимое слово
Нескошенные (луга) – одиночное причастие
С непривычки – к прилагательному можно подобрать синоним
Не уснувшей еще (птицы) – у причастия есть зависимое слово
Неопределенный (звук) – к прилагательному можно подобрать синоним
Слайд 31Выписать в 2 столбика:
1 столбик - глаголы, 2 столбик
- деепричастия
(Не)трудясь, (не)найдешь счастья;
(не)посеяв, (не)соберешь урожая;
(не)убив медведя, шкуры (не)продают;
(не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.
Слайд 32Проверь себя:
Не найдешь
не трудясь
Не соберешь
не посеяв
Не продают не убив
Не срубишь не взявшись
Слайд 34Цель:
проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных
и страдательных причастий настоящего времени.
Слайд 35Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:
паш...щий
стро...щий
кол...щий
слыш...щий
се..щий
бре...щий
та...щий
вид...щий
бор...щийся
дыш...щий
паш...щий
стро...щий
кол...щий
слыш...щий
се..щий
бре...щий
та...щий
вид...щий
бор...щийся
дыш...щий
Слайд 36Паш…щий – пахать
(1 спр.) = -ущ-/ющ-
= пашущий
Алгоритм
работы:
Слайд 37стро…щий – строить
(2 спр.) = -ащ-/ -ящ-
=
строящий
Алгоритм работы:
Слайд 38
Проверь себя:
У Я Ю А Ю
Ю Ю Я Ю А
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слайд 40
Цель:
проверить, сформирован ли навык написания Н и НН
в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Слайд 44Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок,
кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.
Найти
ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.
Слайд 45Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги,
раненый солдат, задача решена.
Проверь себя:
Слайд 50Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания:
Вспомните цели
урока.
Как вы думаете, достигнуты ли они?
Какие этапы работы вызвали
трудности, почему?
Как вы оценили результаты своей работы на уроке?
а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;
б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;
в) для полного понимания мне нужно повторить тему;
г) я ничего не понял(ла).
Слайд 51Спасибо за урок, ребята!
МОЛОДЦЫ!