Слайд 1Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям
приобретающие их с целью личного, семейного и домашнего использования, не
связанного с предпринимательской деятельностью.
Слайд 4Услуга розничной торговли - это
результат непосредственного взаимодействия продавца и
покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя
в приобретении товаров для личного использования, не связанного
с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи.
Слайд 5Процесс оказания услуг торговли состоит из следующих основных этапов:
выявление спроса
и формирование ассортимента товаров,
приемка товаров,
обеспечение хранения товаров,
предпродажная подготовка товаров, выкладка
товаров,
предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание),
организация расчета с покупателем,
отпуск товара покупателю.
Слайд 6Услуги розничной торговли включают в себя:
реализацию товаров;
оказание помощи покупателю в
приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении;
информационно-консультационные
(консалтинговые) услуги;
дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.
Слайд 8Стационарная торговая сеть
Торговый объект, представляющий собой здание или
часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого
здания (строения) с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Слайд 9Нестационарная мелкорозничная сеть
Объекты торговли, площадью до 18 кв.м. установленные в
местах шаговой доступности. К ним относят ларьки, киоски, павильоны, палатки,
торговые автоматы.
Слайд 10Передвижная торговля
способствует приближению товаров
и услуг к покупателям и включает:
- разносная с применением лотков
и других несложных устройств;
- развозная с использованием автоматов, вагонолавок;
- прямая продажа на дому.
Слайд 11Посылочная торговля
К ней относят электронную торговлю, телемагазины, почтовую торговлю.
Слайд 12В теме лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
Понятие и виды классификаций;
Классификационные
признаки;
Типы и форматы торговли, их принципиальное отличие;
Тема 2: Классификация предприятий
розничной торговли
Слайд 13Применяемые классификации предприятий
розничной торговли:
Слайд 14Все форматы торговли различают по следующим признакам:
по формам обслуживания и
методам продажи;
по организационно – правовым формам и видам предпринимательской деятельности;
по
виду и типу здания;
по размерам торговых площадей;
по ассортиментной специализации;
по ценовой политике;
по особенностям размещения торговых объектов;
по видам оказываемых услуг и др.
Слайд 15В соответствии с европейской классификацией в рамках стационарной торговой сети
функционируют следующие форматы магазинов:
1) мегамолл;
2) гипермаркет;
3) торговые центры и комплексы;
4) супермаркет;
5) Cash & Carry;
6) дискаунтер (эконом-класс);
7) магазин возле дома;
8) бутики и другие форматы с узкой специализацией.
Слайд 16Мегамолл – это комплекс торговых предприятий формата гипермаркет с неограниченной
торговой площадью, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих самый широкий
комплекс дополнительных услуг.
Молл – форма розничной торговли. Одно из значений английского слова mall – «рынок».
Слайд 17мероприятия по проведению досуга (кинотеатры, боулинги, катки),
комплекс общественного питания (фуд-корт),
организация
парковки и транспортное обеспечение посетителей,
создание сервисных центров по ремонту бытовой
техники и бытовому обслуживания.
Слайд 18
Например, один из самых крупных Мегамоллов страны — это «СБС
Мегамолл», который находиться в Краснодаре.
Площадь торговых площадей этого центра составляет
180 400 м2, а он еще планирует расширяться.
Здесь есть: продуктовый гипермаркет, несколько мебельных гипермаркетов, множество бутиков, строительный гипермаркет, развлекательный центр, кинотеатр, боулинг-клуб, бильярдный зал, детская площадка, парк игровых автоматов(их там ~ 250 шт.), 38 мест, где можно поесть (кафе/рестораны), ночной клуб и возможно что то ещё, что не попало в зону моего внимания.
Слайд 19Гипермаркеты – это магазины самообслуживания с торговой площадью более 5 000
кв. м. и ассортиментом, который колеблется от 30 000 наименований
(для малых) до порядка 75 000 наименований, не менее половины которого составляют непродовольственные товары. Строятся в основном за чертой города, у основных магистралей.
Слайд 20Как правило, в гипермаркете предусмотрены рестораны быстрого обслуживания, пункты дополнительных
услуг и фирменные магазины. Также предполагается наличие продовольственного супермаркета, большой
парковки.
Выделяют следующие категории гипермаркетов:
малые, площадью до 7 500 кв. м.,
средние – достигают 12 000 кв. м.,
объекты, площадь которых превышает этот показатель, относят к категории крупных
Слайд 21Торговые центры и комплексы представляют собой большое количество различных магазинов
в современном здании: несколько супермаркетов, гипермаркет, множество бутиков, зона общественного
питания, отдыха и офисные помещения. Торговая площадь может достигать нескольких десятков тысяч квадратных метров.
На сегодня большая часть торговых центров предлагает покупателям и значительную развлекательную зону.
Слайд 22Супермаркет (англ. supermarket, «сверхрынок»)– торговый объект площадью от 400 до 2
500 кв. м., в котором ассортимент насчитывает до 20 000
учетных единиц, при этом более 70 % ассортимента составляют продовольственные товары повседневного спроса.
Впервые возникли в США (1930)
Слайд 23Cash & Carry (англ. «Заплати и уноси») – это торговое предприятие
площадью от 1 500 кв. м., где организован принцип мелкооптовой
торговли универсального ассортимента товаров. Cash & Carry преимущественно работает с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Слайд 24Дискаунтер – это магазин эконом класса с ассортиментом средним и
выше среднего. Торговая площадь формата от 300 до 900 кв.
м. Место дискаунтеров преимущественно в спальных районах, в ассортименте до 4 500 наименований товаров.
Для дискаунтеров характерны следующие признаки:
незначительные размеры торгового зала;
ограниченный ассортимент по фиксированным доступным ценам;
отсутствие персонала консультирующего покупателей;
оборудование складского тапа;
отсутствие товаров собственного производства.
Слайд 25Магазин «возле дома» – это торговый объект с торговой площадью
от 18 до 300 кв. м. Магазины данного формата располагаются
в спальных районах, многоэтажных домах; обслуживают локальный ограниченный рынок покупателей и реализуют продовольственные товары повседневного спроса.
Слайд 26Прототипом данного формата являются магазины convenience store, имеющие две модели
развития.
Первая – «американская модель», как правило, это небольшие магазины
с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках.
Вторая – «европейская модель», которая подразумевает небольшой супермаркет. Как показывает практика, она наиболее характерна для отечественного ритейла.
Слайд 27Бутик представляет собой магазин, специализированный на продаже в основном непродовольственных
товаров определенной торговой марки, с торговой площадью не больше 400
кв. м. В 2005 году самым перспективным форматом для российской столицы считались гастрономические бутики.
Слайд 28Магазин Елисеевский – самый старинный и элитный продовольственный бутик России
Слайд 29DIY-магазины – это магазины, специализирующиеся на реализации строительно-отделочных материалов и
интерьерных товарах для дома. К ним относят строительные супер- и
гипермаркеты большой площади (от 5 000 кв. м.), с широким ассортиментом продукции (порядка 50 000 наименований) и особой политикой выкладки товара (важно, чтобы покупатель мог беспрепятственно достать любой заинтересовавший его товар).
Магазины классифицируют по форматам:
DIY (do it yourself – «сделай сам»),
professional (профессиональный),
Show room + склад (демонстрационная комната + склад),
Розничная торговля DIY в России по итогам 2007 года составила не менее $14 млрд. Российский рынок DIY растет в среднем на 30 % в год
Слайд 30Магазины drogerry – магазины, специализирующиеся на косметике, предполагающие небольшие торговые
площади. С учетом западных аналогов емкость российского рынка drogerry составляет
порядка 15 000 магазинов. Основу ассортимента российских drogerry составляют средства по уходу – 46 %.
Это самая емкая и наиболее востребованная российским покупателем категория. В России сложилось два типа позиционирования магазинов drogerry: в среднем и нижнеценовом сегменте. Drogerry находятся рядом с домом, имеют удобную навигацию, здесь практически отсутствуют очереди.
Слайд 31Ритейл-парк – это единое строение (комплекс) из одно-, двухэтажных магазинов,
построенных в соответствии с единой архитектурной концепцией, принадлежащих различным операторам
и использующих единую парковочную зону. Ритейл-парки строятся в городах с населением более 100 тыс. человек, причем в основном за городом. Ритейл-парки ориентированы на покупателей с доходом средним и ниже среднего, а также на оптовых покупателей. На Западе арендатором в ритейл-парке могут быть сразу два или три гипермаркета или дискаунтера, несколько операторов сегмента DIY и, конечно, операторы одежды и обуви. Такой ассортимент невозможно получить в другом торговом центре.
Слайд 32Многофункциональные комплексы (МФК) представляют собой комплексы, объединяющие различные функции: торгово-развлекательные
центры, торгово-офисный центр, офисно-торговые центры и ряд других. Они востребованы
у потребителей, стремящихся максимально рационализировать свое время по мере возрастания ритма городской жизни, особенно в мегаполисах. Развиваются также МФК с гостиничной функцией: торгово-гостиничные и гостинично-офисные комплексы.
Слайд 33Розничная торговая сеть – это объединение двух и более предприятий
розничной торговли, имеющих общую концепцию управления, единую маркетинговую, коммерческую и
технологическую политику.
В отличие от розничной сети ритейлер – располагает единым распределительным центром.
Слайд 34Классификация розничных торговых объединений