Слайд 1 Культура
безопасности
жизнедеятельности
как составляющая
безопасности России
Слайд 2КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ –
социальный процесс, направленный на реализацию таких
условий существования и деятельности людей, при которых значения всех рисков
не превышают допустимых значений.
процесс,
на который можно влиять,
регулировать вектор ее действия.
Слайд 3 Цель
культуры БЖД
снижение рисков :
•
индивидуальных,
• коллективных и
• глобальных рисков
за счет человеческого фактора
Слайд 4Подходы к определению понятия культуры
Функциональный
Культура рассматривается как
способ функционирования
общества
Качественный
Культура
характеризуется как
качественное состояние
общества
Креативный
Произведения культуры
рассматриваются как следствие
творческой
деятельности людей
Духовно-личностный
Культура выступает как
определенный уровень
образованности, воспитанности,
интеллигентности людей
Нормативный
Связывает культуру с нормами,
правилами поведения людей,
с их традициями и обычаями
Аксиологический
Культура выступает как
совокупность материальных
и духовных ценностей
Подходы
Слайд 5Основные компоненты системы культуры БЖД
Слайд 8
Динамика числа пожаров и гибели людей в РФ за
1995-2005 гг.
В России ежегодно происходит около 250 тыс.
пожаров в год, при которых погибает 18-20 тыс. человек. По числу пожаров Россия занимает в мире 4-5 место, но по числу жертв пожаров - первое, опережая все другие страны.
220
240
260
280
300
95
96
97
98
99
00
01
02
03
04
05
18
16
14
12
10
Погибших тыс. чел.
Число пожаров, тыс
число пожаров
количество погибших
20
Слайд 9
Прогноз рисков
в природной и техногенной сферах
Количество пострадавших со
смертельным исходом
по данным Федеральной инспекции труда
Слайд 18Потребление наркотиков
впервые с …. лет
Слайд 19Благосостояние наркозависимых людей
Слайд 20Задачи государства в области защиты от ЧС
Защита человека от негативных
воздействий
Достижение комфортных условий жизнедеятельности
Составляющие
культуры БЖД
обучение,
воспитание,
морально-психологическая подготовка,
пропаганда и
информирование населения.
Слайд 23Методологическая инфраструктура культуры БЖД
Теория организации,
Теория принятия решений,
Исследование систем управления,
Организационное поведение
и др.
Слайд 24Методологические подходы формирования культуры БЖД
Слайд 25Аксиологический подход
здоровье и жизнь человека, выступают как универсальные человеческие ценности,
как основополагающие ценности культуры
(Обеспечивается всей системой обучения и воспитания людей
на основе общечеловеческих, духовных и национальных ценностей)
Слайд 26Функциональный подход
включает:
РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ,
ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ГИМНАСТИКУ,
ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ и т.д.
Слайд 27ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И
УМЕНИЕ ОБОЙТИ ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ИЛИ
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИМ.
Слайд 28ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД
ЗНАНИЯ АРХИТЕКТУРНО–ПЛАНИРОВОЧНОГО,
ИНЖЕНЕРНО–ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО,
ОРГАНИЗАЦИОННОГО,
ЛЕЧЕБНО–ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО характера.
Умения и навыки
способов
и приёмов
безопасного взаимодействия индивида
с биосоциальной средой.
Слайд 29Базовый компонент
безопасности
МИРОВОЗЗРЕНИЕ–
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Мировоззрение –
Обобщенная система отношений человека к объективной реальности, взглядов на мир
в целом, на своё собственное место в нём, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, культурных убеждений и идеалов людей.
Слайд 30СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ЦАРСТВО – ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ТИП
– СОЗНАТЕЛЬНЫЕ
прямо ходящие
ПОЗВОНОЧНЫЕ
КЛАСС – ЛЮДИ
ОТРЯД – РАЗУМНЫЕ
СЕМЕЙСТВО – СЛОВЕСНО –
МЫСЛЯЩИЕ
РОД – ЧЕЛОВЕК
ВИД – ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ
Слайд 31 Форма кисти у приматов
(вид с ладонной стороны имеет
большее сходство):
1 – лемур – вари
2 – обыкновенный потто
3– обыкновенный игрунка 4 – «увертливый» капуцин 5 – рыжий ревун 6 – черная коата
7 – орангутанг
8 – шимпанзе
9 – человек
10 – горная горилла
11 – сиаманг
12 – яванский гиббон
13 – китайский макак
14 – гамадрил
15 – зеленая мартышка
16 – абиссинская гвереца
17 – долгопят – приведение
Слайд 32 Формы стопы у приматов (вид с подошвенной стороны):
1
– лемур – вари
2 – обыкновенный потто
3– обыкновенный игрунка 4 – «увертливый» капуцин 5 – рыжий ревун 6 – черная коата
7 – орангутанг
8 – шимпанзе
9 – человек
10 – горная горилла
11 – сиаманг
12 – яванский гиббон
13 – китайский макак
14 – гамадрил
15 – зеленая мартышка
16 – абиссинская гвереца
17 – долгопят – приведение
Слайд 33Самосознание человека,
самоценность жизни
на Земле
увеличивает
ответственность
человека
за судьбу мира
Слайд 34Отличие концепции современной парадигмы образования
Высшее профессиональное образование рассматривается как деятельность,
цель которой –
Развитие интеллектуально–нравственной личности
для
Сохранения жизни человека и
Улучшения качества
жизни.
Слайд 35Современная парадигма образования
Слайд 36Основные тенденции формирования новой парадигмы образования
Слайд 37Критерии развития культуры БЖД
Стремление к совершенствованию:
безопасного поведения,
безопасности среды в
её пространственных, временных, социальных, смысловых континуумах (неразрывности процессов)
Слайд 38Методы формирования
культуры БЖД
Духовная и
МОРАЛЬНО–
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
МОТИВИРОВАНИЕ
БЕЗОПАСНОЙ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬ
НОСТИ
Слайд 39Квинтэссенции (наиболее существенные)
подходы культуры БЖД
Слайд 41Условия эффективности обучения культуре БЖД
ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ПЕРЕОЦЕНКОЙ ЦЕННОСТЕЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ВИДА
ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 42УСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЖД КАК ЦЕННОСТИ
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.
ГАРМОНИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.
Слайд 44Новая парадигма образования, основанная на компьютерных технологиях требует:
Перехода от
вербально–логического,
аналитического (левополушарного) мышления к
Синтетическому, образному,
Интуитивному и
Ситуативному (правополушарному) мышлению
Слайд 45Проектирование системы формирования культуры БЖД
Слайд 46Субординированная последовательность
формирования культуры БЖД
Дошкольник
Школьник
Гимназист, лицеист
Студент
Профессиональная культура специалиста
Личностная культура БЖД
Слайд 47Информационная
среда
Студент,
Школьник,
дошкольник
ВНУТРИ
ВУЗОВСКАЯ
(Внутри школьная,
Внутри садовская)
СРЕДА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
СРЕДА
СОЦИАЛЬНАЯ
СРЕДА
Формирование культуры БЖД
у обучающихся при воздействии
на них различных сред
Слайд 48Этапы формирования культуры БЖД
Диагностический.
Модельный.
Конструктивно–реализующий.
Рефлексивно–коррекционный.
Слайд 49Диагностический этап
Анализ развития культуры БЖД:
Слайд 50Анализ развития культуры БЖД
косвенный подход
Слайд 51Модельный этап
(модель образования, ориентированная на качество безопасности жизнедеятельности)
Творческое стремление
к преобразованию условий жизнедеятельности
Формирование потребности безопасного
поведения и образа жизнедеятельности
Ориентация на
создание новых педагогических технологий БЖД
Создание духовных и материальных ценностей, отвечающих качеству безопасности жизнедеятельности
Слайд 53
Рефлексивно–коррекционный этап
Рефлексия собственной безопасности деятельности и анализ личностного развития культуры
безопасности. Осознание студентами уровня психологической готовности к решению прикладных задач
безопасности, своих практико-теоретических возможностей применения метода моделирования в чрезвычайных ситуациях и в производственном процессе.
Слайд 54Критерии оценки уровня усвоения знаний культуры
безопасности жизнедеятельности
Осознание важности
личной и общественной безопасности
Уровень теоретической подготовки к безопасной жизнедеятельности
Потребность в безопасной реализации производственной и социальной деятельности
Слайд 55Технологическая готовность к безопасности жизнедеятельности
Творческая активность в обеспечении безопасности
жизнедеятельности
Убежденность в необходимости постоянного повышения квалификации, профессионального самосовершенствования в
вопросах обеспечения безопасности
Слайд 56Значимость различных элементов КБЖ
с точки зрения их влияния на
обеспечение БЖД
Слайд 57Благодарим за внимание
Желаем безопасной
жизнедеятельности