Слайд 1
На тему :
«Кинооператоры в годы Великой Отечественной войны»
МБОУ Токаревская СОШ №1
Исследовательская работа.
Авторы:
Бабанова В.
Кобзарёва Э
Никулина Н.
Руководитель:
Буслаева О.В. – учитель истории и обществознания
Слайд 2Цели исследовательской работы:
Поиск, сбор ,изучение и анализ информации из различных
источников о кинооператорах в годы Великой Отечественной войны.
Привлечь внимание к
данной проблеме путем публикации на различных сайтах, сообществах.
Данная работа является актуальной, для использования в учебных целях на уроках истории.
Задачи:
Собрать и изучить сохранившуюся информацию о кинооператорах в
годы войны.
Выяснить причины, побудившие кинооператоров отправиться на поле боя.
Собрать информацию о Тамбовских кинооператорах.
Выяснить, как подбирались кадры для данной работы.
Сделать выводы о данной исследовательской работе.
Предмет исследования :
- факторы порождающие кинооператоров снимать в годы Великой Отечественной Войны.
Метод исследования - печатных источников информации.
Актуальность:
- данная работа является актуальной в
21 веке, для использования в учебных целях, на уроках истории.
Перспективы :
– привлечь внимание к данной проблеме путем публикации на различных сайтах, сообществах.
Слайд 6 План.
I. Вступление.
II.
Основная часть:
- Первые фронтовые кинорепортажи
- Документальные съемки
обороны
- Документальная кинематография на завершающем периоде войны
III. Художественное кино:
-Герои фронта и тыла
-Лирический и комедийные фильмы
- Историко-революционный и исторический фильмы
IV. Заключение.
Слайд 7Вступление…
В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и
независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба
требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации. В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино.
Слайд 8Первые фронтовые кинорепортажи.
Спустя три недели после начала войны на важнейших
участках фронта
работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 документалистов
различных республик.
Первые же фронтовые кадры показали, как сложно снять даже небольшой бой
местного значения. И не потому только, что от операторов требовалась
особая выдержка, хладнокровие, смелость. Многие отличились в боях.
Ленинградец С. Фомин снимал бой с тонущего корабля. Выпускник ВГИКа,
ассистент оператора В. Смородин с боями прорывался из окружения, был
дважды ранен, но не расставался с киноаппаратом, бережно сохраняя
отснятую пленку. Не раз участвовали в боевых схватках кинооператоры С.
Гусев, И. Вейнерович, В. Ешурин, снимавшие в партизанских отрядах, и
многие другие. И все-таки одной смелости фронтовым кинооператорам было
мало. Нужно было еще особое профессиональное мастерство, умение
ориентироваться в нелегкой обстановке фронта. Необходимо было также
подойти к оценке событий с новой точки зрения, расстаться с некоторыми
привычными иллюзиями, сложившимися в мирное время.
Слайд 9 Немногое было снято кино кинохроникёрами на военных дорогах 1941
года .
Слайд 10Сложность съемок кинооператоров.
Кинооператоры на фронте вначале снимали также, как
и в мирные дни во время маневров. На экране неслись
лавины танков, летели эскадрильи самолетов, бежали на общих планах бойцы...
С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменятся. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны.
Слайд 11 На глазах кинооператоров изменялся внешний облик Москвы: исчезали под
штабелями мешков с песком зеркальные витрины магазинов и ресторанов,
одевались
в пёстрый камуфлированный наряд корпуса заводов и
правительственных зданий, белые кресты из газетных полос заклеили окна.
Слайд 12Документальные съемки обороны
В начале 1942 года вышел на экраны
большой документальный фильм «Разгром
немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры Л.
Варламова и И.
Копалин, дикторский текст П. Павленко, текст песни А. Суркова,
композитор Б. Мокроусов). Фильм рассказывал о наступательной операции
советских войск под Москвой в декабре 1941 - январе 1942 года, сыгравшей
огромную роль в ходе всей мировой войны.
Фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» был первым
полнометражным фильмом о нашей крупной победе, воодушевлявшей армию и
тыл, внушавшей людям мужества, бодрость духа.
Слайд 13С подлинной глубиной и силой Отечественная война предстала на
документальном
экране в ленинградском кинорепортаже. Это были кадры не
каких-то исключительных,
особых событий, а повседневная жизнь
Ленинграда. Ленинградские документалисты создали самую сильную,
достоверную, самую впечатляющую страницу кинолетописи Великой
отечественной войны не потому, что они владели каким-то особым
мастерством. Жизнь осажденного города разворачивалась у них на глазах, и
они считали своим долгом перед страной рассказать правду, рассматривали
свои съемки как суровый обвинительный документ фашизму.
Слайд 14 Растет, крепнет в годы войны и мастерство режиссуры и
профессиональное
искусство операторов. Фронтовые операторы создают суровую, доступную
летопись войны
огромного мобилизационного значения. Отдельные
операторские работы стали выдающимися достижениями кинорепортажа.
Наблюдательность, снайперская меткость взгляда, ясное понимание
общественно-политического содержания событий - все эти особенности
журналистов экрана, развитые, а во многих случаях и воспитанные войной,
позволили им не только фиксировать внешнюю сторону фактов, но и
раскрывать их глубинные жизненные связи, их скрытый смысл, их философию.
Слайд 15Оборудование …
«Репортёр» — советский профессиональный пластиночный складной дальномерный фотоаппарат 1930—1940-х
годов. Представлял собой многофункциональную фотокамеру формата 6,5×9 см с выдвижной
передней стенкой и мехом.
В силу малочисленности «Репортёра», данные о нём крайне ограничены. Его разработчиками являются, вероятнее всего, инженеры-конструкторы ГОМЗ братья Андроник и Баграт Иоаннисиани.
Слайд 17 Кинооператоры должны были тесно взаимодействовать с солдатами. А потому,
так же как и они рисковать своей жизнью, снимая бои.
Их часто подрывали, но в таких случаях кинооператор должен был всеми правдами и неправдами спасти отснятый материал.
Слайд 19Беров Моисей Залманович (1909-2003)
1942 — Приезд тувинской делегации (совм. с Т. З. Бунимовичем)
1943 —
Союзкиножурнал № 11-12 (совм. с А. Щекутьевым, М. Лившицем, И. Вейнеровичем, И.
Беляковым, С. Фридом, А. Эльбертом и другими)
1945 — Процесс над немцами в Белоруссии
Слайд 20Быков Николай Владимирович (1909-1945)
1941 — Десантирование воздушных войск; Парашют
1942 — Таранный удар
1943 —
Народные мстители
1945 — Берлин; Александр Покрышкин
Слайд 22Киселев Федор Иванович
29 декабря 1905 - 23 октября 1972
Слайд 23Работы Киселева…
Режиссер
1964 Я - кинолюбитель (документальный)
1962 Автографы на льду (документальный)
1960
Выше самых высоких гор (документальный)
1959 Большой концерт (документальный)
1957 Афганистан (документальный)
1943
Урал кует победу (документальный)
1941 Страна голубой реки (документальный)
1939 Начальник дороги (документальный)
НАГРАДЫ И ПРЕМИИ
Сталинская премия второй степени (1948) — за фильм «Москва — столица СССР» (1947)
Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Советская Латвия» (1950)
заслуженный деятель искусств РСФСР (1968)
Слайд 24Соколов Борис Александрович (1920-
1941 — 1949
410 сюжетов для киножурнала «Новости дня» и другой периодики.
1944 — 1945
Спец.Выпуски
От Вислы
до Одера
Прага-Варшава
В Померании
Знамя Победы над Берлином водружено
Фильмы
Берлин
Слайд 26Награды
Награды
орден «Знак Почёта»
два ордена Красной Звезды
орден Отечественной войны II степени
31 медаль, в
том числе:
медаль «За оборону Москвы»
медаль «За освобождение Варшавы»
медаль «За взятие
Берлина»
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «За победу над Японией».
Сталинская премия второй степени (1948) — за фильм «Совенская Латвич»
заслуженный деятель искусств РСФСР (1980)
Почётный кинематографист России
Слайд 27Климов Аркадий Александрович (1914—1970)
Слайд 28 Работы Климова
1940 — Малярия
и Береги себя
1942 — Лётчики-гвардейцы, Ладога, Ленинград в борьбе
1944 — К вопросу
о перемирии с Финляндией
1945 — Разгром Японии
1946 — Ленинградский порт
Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1946) — за картину «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944)
Сталинская премия первой степени (1946) — за картину «Разгром Японии» (1945)
заслуженный деятель искусств РСФСР (1959)
приз Мкф в Оберхаузене (1958) — за фильм «Художник И. Е. Репин» (1957)
Слайд 29Таким образом мы считаем, что Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны
– это храбрые летописцы самых тяжелых дней нашей страны. Они
должны были отличаться хладнокровностью, смелостью, так как им приходилось снимать в самых горячих местах. Не смотря на то, что фронтовые операторы не брали в руки оружие и не бросали гранат, они так же как и солдаты стояли на передовой. Их главным оружием были кинокамеры «Аймо» и «Лейка».
Слайд 30 Заключение….
Нами проделана
огромная работа. Изучена литература и интернетные ресурсы, документальные фильмы.
Цели исследования,
работы достигнута, задачи осуществлены, проведены дополнительные исследования.
Данной работой, мы хотели привлечь внимание людей, которым не безразлична история кинематогрофа.
Возродить в памяти забытые имена.
Слайд 31 Используемые ресурсы:
Интернет ресурсы
http://vestarchive.ru/ubilei/629----.html
http://otvoyna.ru/strodin.htm
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=313388