Слайд 1Классическая мебель по проектам
А. Н. Воронихина
Выполнила: студентка 4 курса
ОАБ-44.03.05 31 педагогическое образование с двумя профилями подготовки Корепанова С.
А
Слайд 2Андрей Никифорович Воронихин (1759 - 1814)
Слайд 3Андрей Никифорович Воронихин (17 октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля 5 марта 1814, Санкт-Петербург) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма один из основоположников русского ампира.
В
1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву, где его
учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце.
С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе. В 1786—1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.
В 1785 году (по другим данным, в 1787 году) Воронихин получил от Строганова отпускную, став таким образом свободным.
В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург).
С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.
Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, работы были завершены в 1811 году.
числе других работ Воронихина —интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях
Слайд 4
Русский ампир в интерьере
Элементы оформления сочетаются друг с другом, создавая
целостность.
Присутствие торжественной парадности, равновесия, симметрии и театральной вычурности.
Декор с древнеримскими,
древнегреческими и египетскими элементами. С колоннами, сфинксами, орнаментами и рельефами. Гербовой и военной символикой.
Насыщенные кричащие цвета в отделке.
Обязательна массивная мебель тонкого изготовления с изысканным декором. Дерево – только ценной породы.
Двери и окна маскируют шторами, драпировками, оформлением в тон стен.
Высокие окна, потолки и просторные комнаты.
Слайд 5Работы Андрея Воронихина сильно выделяются своей самобытностью и неповторимостью на фоне европейского
ампира. В наше время их можно назвать "дизайнерскими".
Рисунки и акварели архитектора с
изображением мебели, драпировок, осветительных приборов, ваз, курильниц свидетельствуют о высоком мастерстве Воронихина-рисовальщика. Выполнены они в свободной живописной манере и с удивительной точностью передают формы предметов и свойства материала, из которого предполагалось изготовить то или иное произведение.
Слайд 6Кресло по рисунку архитектора А. Н. Воронихина. начало XIX в.
Шифоньер полированного красного дерева. начало XIX в.
Слайд 7Кровать карельской березы. Стиль Александровский ампир
Слайд 8Стул красного дерева с бронзой. Русская работа, Шифоньер карельской березы
с раскладками из черного дерева.
Слайд 9В своей мебели А.Н. Воронихин не использовал бронзовых украшений, заменяя
их резьбой по дереву, которая потом золотилась или покрывалась черно-зеленой
краской, имитирующей старую бронзу.
Качество резьбы русских резчиков было безупречным – их мастерство опиралось на вековые традиции народной резьбы. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А.Н. Воронихина, уже просматривается определенная тенденция формообразования русской мебели первой трети XIX в., которое идет по двум весьма самостоятельным направлениям.
Кресло-жардиньерка из библиотеки вдовствующей императрицы Марии Федоровны
Слайд 10По одному пути развития ампира мебель делается парадной, по другому
– бытовой, камерной. Прекрасно выполнены золоченые кресла и диваны для
Греческого зала с ажурными спинками, украшенными грифонами, и резными передними ножками в виде орлов, крылья которых соединены со спинками и служат подлокотниками.
Слайд 11Курульное
В залах Мира и Войны мебелью для сидения служат курульные
кресла (особое кресло без спинки с X-образными загнутыми ножками), опоры которых выполнены
в виде пучков стеблей, перевитых золочеными жгутами, стоящих на львиных лапах.
Слайд 12Прекрасно выглядит мебель, созданная им для неофициальных помещений, которая отличается
легкостью пропорций и светлыми тонами использованного материала и его отделки.
Здесь Воронихин использует, также как и для мебели Розового павильона, волнистую берёзу с её великолепным золотистым оттенком и красотой текстуры, которые здесь слегка подчеркиваются небольшими вставками черненого дерева.
Слайд 13Обивка мебели выбирается самим архитектором, а её рисунок им проектируется
заранеё в полном согласии с композицией мебельного объекта и декором
стен. Например, им были созданы многочисленные эскизы для вышивок шерстью крестом на мебельных тканях.
Слайд 14Кресло из гостиного гарнитура
Санкт – Петербург
По проекту А.Н. Воронихина. 1805
Красное
дерево, резьба, золочение, окраска под патинированную бронзу; ткань, вышивка
Слайд 15Орнаментировка воронихинской мебели выполняется в русле принятой в то время
антиквизирующей тематики стиля ампир. Те же розетки, венки, пальметты, геометризированные
растительные орнаменты, трофеи, кариатиды, аллегорические фигуры, орлы, лебеди, грифоны и т.п., но их трактовка поражает своим разнообразием, богатством выдумки и особым изяществом исполнения.
Кабинет фонарик Павловского дворца по проекту А. Н. Воронихина
Слайд 16Библиотека императрицы Марии Федоровны в Павловском дворце
Архитектор А.Н. Воронихин. 1803-1804
Слайд 17Диван из гостиного гарнитура для графов Строгановых
Санкт – Петербург
По проекту
А.Н. Воронихина (?). 1805
Красное дерево, резьба, золочение, окраска под патинированную
бронзу; ткань, вышивка
Слайд 18Диван - «кушет» из гарнитура вседневной опочивальни императрицы Марии Федоровны
Санкт
– Петербург. Мастерская Ф. Гагемана по проекту А.Н. Воронихина. 1805
Красное
дерево (массив), резьба; роспись под патинированную бронзу; ткань, вышивка
Слайд 19Стул.
Работа русских мастеров по рисункам А.В. Воронихина. Начало XIX
века. Павловский дворец-музей под Ленинградом.
Слайд 20заключение
Проекты мебели А. Н. Воронихина являются его еще одним вкладом
в культурное наследие декоративно – прикладного искусства России 18 века.
Опираясь на идеи классицизма, Воронихин создает отвечающие тому времени проекты, отличающиеся изяществом и простотой, которые присутствуют как в мебели для официальных, парадных помещений, так и камерных, для кабинетов и опочивален.
Материалы, используемые Воронихиным для создания его проектов мебели для Павловского дворца отличаются пластичностью и богатством формы. Красное дерево и карельская береза, которые в дальнейшем золотились или покрывались «состаренной» бронзой как нельзя лучше отражают преемственность русских традиций в купе с европейским ампиром, привнося особые черты и создавая свой неповторимый стиль .
Слайд 21Список литературы
1. Статья.-Стиль ампир. - [Электронный ресурс]. –режим доступа:https://www.inter-meb.ru/stili/ampir/, свободный;
2.
Статья. - Русский ампир. - [Электронный ресурс]. –режим доступа: https://ote4estvo.ru/sobytiya-xviii-xix/177466-russkiy-ampir.html
, свободный;
3.Статья. - Александровский Ампир мебель по проектам архитекторов. - - [Электронный ресурс]. –режим доступа: http://www.lignaur.ru/pages.htm?id_page=586, свободный;
4. Статья .- Дизайнерская мебель А.Н. Воронихина.- [Электронный ресурс]. –режим доступа: https://www.risunoc.com/2014/07/blog-post_26.html, свободный;
5. Статья. - Русская мебель по проектам А.Н. Воронихина. .- [Электронный ресурс]. –режим доступа: https://lektsia.com/6xe3eb.html, свободный.