Слайд 1Классификация профессий
Урок технологии 8 класс
Слайд 2 Цели урока:
Дать определения понятий «профессия»,
«должность», «специальность»; познакомить с классификацией профессий по предмету, цели, орудиям
и условиям труда.
2. Развивать умение определять формулу профессий.
3. Способствовать формированию выявления склонностей к определенному типу профессий
Слайд 3В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год
исчезают десятки старых и возникают сотни новых.
Некоторые профессии кокетливо
меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий.
Слайд 4Основные понятия
Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения
соответствующих знаний и практических навыков).
Специальность – более узкая область приложения
физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Слайд 5Классификация в библиотеке.
На уроках биологии вы изучаете классификацию мира
природы,
На уроках химии — классификацию химических элементов.
В широком смысле
слова классификация — это осмысленный порядок вещей.
Классификация профессий – объединение различных или сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
Слайд 6Классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:
Слайд 7Типы профессий
ЧЕЛОВЕК
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА
ТЕХНИКА
ЗНАК
Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует
человек.
Выделяют пять основных типов профессий:
Слайд 8Человек - природа
К этому типу относятся профессии, связанные с объектами
живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном,
геолог, пчеловод)
Слайд 9Человек - техника
Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку,
управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку,
монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).
Слайд 10Человек - человек
Труд людей этих профессий направлен на воспитание и
обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь,
журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)
Слайд 11Человек – знаковая система
Объединяет людей, объектом труда которых является устная
и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты,
схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).
Слайд 12Человек – художественный образ
Включает занятия, связанные с различными видами искусства
– прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор,
фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).
Слайд 13КЛАССЫ ПРОФЕССИЙ
ЦЕЛЬ ТРУДА
ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ
ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ
ГНОСТИЧЕСКАЯ
Слайд 14Второй уровень классификации
Гностические (Г) – профессии, связанные с познавательным
трудом. Цель труда: распознать, различить, выявить, найти, оценить, проверить, определить
Преобразующие
(П) – профессии, связанные с воздействием на предмет труда с целью изменения или сохранения его свойств. Цель труда: обработать, переместить, организовать, собрать, преобразовать
Изыскательские (И) - профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи. Цель труда: изобрести, спроектировать, создать новое, сконструировать
По цели труда
классы профессии
Слайд 16ОТДЕЛЫ ПРОФЕССИЙ
СРЕДСТВА ТРУДА
РУЧНЫЕ
МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
Слайд 17Третий уровень классификации
По орудиям труда
отделы профессий
Профессии с
функциональными
орудиями
труда (Ф)
Профессии ручного
труда (Р)
Профессии
машинно-ручного труда
(механизированного) (М)
Профессии
автоматизированного
труда
(А)
Слайд 19ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ
УСЛОВИЯ ТРУДА
ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ
БЫТОВЫЕ
НЕОБЫЧНЫЕ
МОРАЛЬНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Слайд 20Четвертый уровень классификации
Открытый
воздух (О)
Повышенная
моральная
ответственность (М)
Необычные
условия (Н)
Бытовой
микроклимат (Б)
По условиям труда
(группы профессий)
Слайд 22Пирамида профессий
Типы профессий (Ч – Т,
Ч – П, Ч
– Ч, Ч – З, Ч – Х)
Классы профессий (Г,
П, И)
Отделы профессий (Р, М, А, Ф)
Слайд 23Формула профессии
Опираясь на схему, можно составить формулу профессии, состоящую из
четырех букв, где:
первая указывает тип,
вторая — класс,
третья — отдел,
четвертая — группу профессии.
Например, формулу профессии учителя, можно записать так: ЧПФМ, где:
Ч — предмет труда, в данном случае это человек;
П — цель труда учителя является преобразующей;
Ф — использует в работе органы тела (речь, голос, мимика и др.);
М — профессия учителя налагает повышенную моральную ответственность.
Слайд 24 Кто что делает?
Кто учит?
Кто лечит?
Кто продаёт?
Кто водит машины?
Кто строит?
Кто
поёт?
Кто рисует?
Кто плавает?
Кто танцует?
учитель
врач
продавец
водитель
строитель
певец
танцор
пловец
художник
Слайд 25« ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, К КАКОЙ ПРИСТАНИ ОН ДЕРЖИТ
ПУТЬ, ДЛЯ НЕГО НИ ОДИН ВЕТЕР НЕ БУДЕТ ПОПУТНЫМ»
Сенека
Уже сегодня
начинайте делать свою профессиональную карьеру!
Успехов вам!
Слайд 26Задание: составить конспект пройденного материала, страницы учебника 102-105
Спасибо за внимание!!!