Слайд 1Классицизм в русском и мировом искусстве Особенности русского классицизма
Мищенко
С.Н.
М.В.Ломоносов
Слайд 2 КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и
направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв.,
обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Слайд 3Основоположники русского классицизма
Кантемир
Тредиаковский
Сумароков.
Слайд 5
Каковы же отличительные черты русского классицизма?
Обличал общественные пороки.
Утверждал
равенство людей.
В русском классицизме огромное место отводилось наукам, знаниям,
просвещению.
Идеалом эпохи 18 века стал человек-гражданин, человек просвещённый и активный.
Герой в произведениях классицизма вынужден отказаться от личного благополучия, у него на первом месте - служение отечеству, народу.
В произведениях искусства выделялась парадность, возвышенность, а не внутренний мир героя.
Слайд 6Как отразился в живописи, в скульптуре и архитектуре
Интерес к
человеку определил развитие портретной живописи. Из русских живописцев начала 18
века, обратившихся к портретному жанру, следует назвать Андрея Матвеевича Матвеева и Ивана Никитича Никитина. Наиболее известные работы Никитина – портрет Петра1 (в круге) и портрет так называемого напольного гетмана. Кроме того, Матвеев занимался декоративной живописью, расписывал интерьеры многих зданий Петербурга, и в частности Петропавловского собора.
Слайд 7Портрет Екатерины I.
Портрет напольного гетмана. 1720-е.
Портрет ПетраI
Слайд 8История скульптуры
Видное место в истории скульптуры в начале 18 века
принадлежит Карло Барталомео Растрелли (1675-1744гг.). Значительная монументальная работа Растрелли –
конный памятник Петру1, который был установлен лишь после смерти художника, в 1800г., перед Инженерным, бывшим Михайловским, замком в Петербурге.
1740-1750-е годы – период расцвета искусства Растрелли.
К этому времени относятся лучшие его постройки: Зимний дворец, Екатериновский дворец в Царском селе (ныне город Пушкин) и Смольный монастырь в Петербурге.
Слайд 9 Карло Барталомео Растрелли Смольный собор
Слайд 10
Карло Барталомео Растрелли Петру I у Михайловского замка.
Слайд 11Бартоломео Франческо Растрелли был архитектором Зимнего дворца.
Слайд 19 — Что вам известно о жизни и творчестве М. В. Ломоносова? Какими талантами
наградила его природа?
— Какие произведения Ломоносова вам известны, какие из них
вы читали на уроках, какие были прочитаны вами самостоятельно по советам родных и близких? Что вы могли бы рассказать об этом чтении?
— Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями великого ученого и поэта.
Слайд 20Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Он опытным путем доказал закон
сохранения вещества, изучал явления, связанные с атмосферным электричеством, руководил устройством
фабрики по изготовлению цветных стекол — «смальт», сам создал несколько мозаичных портретов и панно, первый заговорил о возможности судоходства по Северному Ледовитому океану.
Много сделал Ломоносов для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и при нем две гимназии, одна — для дворян, другая — для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук.
Слайд 21Художественные произведения Ломоносова
Разговор с Анакреоном.
«Ода на взятие Хотина».
«Ода на
день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 год»
Большая часть од
Ломоносова была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Оды заказывались правительством, однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли.
«Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».
Слайд 22Научная поэзия
Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям
природы, прежде всего космической теме. Ломоносов видел в природе проявление
творческой мощи божества. Так появились два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г.
Слайд 23ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна
тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Поэт обращается к явлениям, предстающим человеку на небесном своде с наступлением ночи. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры.
Слайд 24Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не
солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь
моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
Ломоносов излагает естественнонаучные гипотезы, пронизано пафосом познания природы.
Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Для читателей, привыкших, согласно Священному Писанию, считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.
Слайд 25Устаревшие слова:
несчетны солнца, не льдисты ль мещут огнь
моря, се хладный пламень, быстрый зрак, мятет, что зыблет ясный
ночью луч, твердь разит, являет естества устав, дуть престал зефир, коль пространен свет, несведом тварей вам конец, коль велик Творец...
Слайд 26Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Слайд 28«Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 год»
В
похвальных одах, написанных по тому же или иному официальному поводу,
он всегда выходил за пределы обычной тематики этого жанра. Прославляемый в оде образ монарха отступает у него на второй план, а на первое место выступает Россия; он пишет о благополучии и славе страны, о её природных богатствах, прославляет труд, разум, науку, человека, даёт оценку политических событий.
Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца.
Слайд 29«Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 год»
О
вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых
желает,
Каких зовёт от стран чужих,-
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Слайд 31Ответьте на вопросы
1. Что вы понимаете под словом тишина? Почему “возлюбленная”?
2. Как
относится автор к Петру I и Елизавете?
3. Каково отношение к науке у
преемников Петра I?
4. Что поэт советует Елизавете?
5. В чём состояла насущная задача страны?
6. Как бы вы определили главную тему оды?
(Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.)
Слайд 32Художественные особенности оды
Найдите их в тексте
а) ода строится как ораторское сочинение;
б) излюбленный
приём — “вопрошение”, за которым следует ответ;
в) Ломоносов считал обращение великолепной,
сильной, оживляющей фигурой;
г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы (обязательно приводим примеры);
д) в речи много славянизмов, библеизмов;
е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).
Слайд 33Важное место отводит поэт олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам.
С
помощью олицетворений неодушевленные явления и отвлеченные понятия становятся участниками большого
торжества, на которое поэт приглашает своих читателей. В оде 1747 г., вспоминая о царствовании Петра I, Ломоносов пишет: «Тогда божественны науки // Чрез горы, реки и моря // В Россию простирали руки». Нева дивится зданиям, построенным на ее недавно пустых берегах: «Или я ныне позабылась // И с одного пути склонилась, // Которым прежде я текла?».
Слайд 34Поэт обильно использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I
становится Марс, побежденной морской стихии — Нептун: «В полях кровавых
Марс страшился, // Свой мечь в Петровых зря руках, // И с трепетом Нептун чудился, // Взирая на российский флаг».
Русское государство воплощено поэтом в гиперболизированном образе царственной женщины, которая «возлегши локтем на Кавказ», простирая ноги до Китайской стены, «конца не зрит своей державы».
Слайд 35Значение литературной деятельности Ломоносова
Гением Ломоносова была создана новая русская литература.
Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед
ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха — все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию над тем, что было сделано до него.