Слайд 1Классный час , посвященный «Дню лицея»
Выполнили:ученицы8 «Г» класса
Богомолова
Александра
Евдокимова Дарья
Румянцева Анастасия
Смирнова Ульяна
Слайд 2История основания лицея
Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона
Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась
Ликеем или Лицеем.
19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура.
Слайд 3История учреждения лицея
«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного
к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава.
Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства.
Слайд 4 По уставу в лицей принимались дети
дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли
воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Окончило 29 человек (один был исключен). Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания.
Слайд 5Традиции образования в лицеи
Одна из главных задач лицейского образования – развить
умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы
или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.
Слайд 6 Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали
не только по их сочинениям. Профессор российской и латинской словесности
Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».
Слайд 7Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан
был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов,
эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.
Слайд 8Распорядок дня лИцЕистов
Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его
воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время
учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.
• 6.00 - подъём, молитва
• 7.00 - 9.00 - учебные занятия
• 9.00 - чай с белой булкой
• 9.00 - 10.00 - прогулка
• 10.00 - 12.00 - занятия
• 12.00 - 13.00 - прогулка
• 13.00 - обед
• 14.00 - 15.00 - чистописание и рисование
• 15.00 - 17.00 - выполнение домашних занятий
• 17.00 - чай и прогулка
• 20.30 - ужин
Слайд 9Форма в лицее
Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма
одежды. Мундир Лицея состоял из кафтана темно-синего сукна со стоячим
воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - из белого сукна.
Слайд 10Известные ученики лицея
Матюшкин Ф. Ф.
Бакунин А.П.
Вольховский
В. Д.
Слайд 11Корсаков Н. А.
Горчаков А.
М.
Пушкин А. С.
Слайд 12Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе
обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых
разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».