Слайд 1Клавеси́н (от фр. clavecin; итал. cembalo,clavicembalo; англ. harpsichord) — клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения.
Музыканта, исполняющего произведения на клавесине
и его разновидностях, называют клавесини́стом.
Клавесин
Слайд 2История
Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина (clavicembalum, от лат. clavis — ключ или
позже клавиша и cymbalum — цимбалы) фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия). Самое раннее изображение — на
алтаре кафедрального собора в немецком городе Миндене, датируемое 1425 годом. Первое практическое описание клавесиноподобного инструмента (клавикорд со щипковым механизмом) с чертежами дал голландец Арно из Зволле около 1445 года.
Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рюккерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами.
Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламандских и нидерландских моделей. Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рюккерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.
Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе есть инструменты с 2` и 16` регистрами, а также с тремя мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й. Д. Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века.
Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Во второй половине XVIII века клавесин стало вытеснять фортепиано — более совершенный инструмент, музыку на котором можно играть, изменяя силу звучания. Около 1809 года фирма Киркман выпустила свой последний инструмент, а в 1810-х годах клавесин практически вышел из употребления.
Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX — XX веков. Инициатором возрождения инструмента стал Арнольд Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 году в Лондоне и вскоре открыл мастерские в Бостоне, Париже и Хейслмире.
Слайд 3Двухмануальный франко-фламандский клавесин, построенный в 2004 году Т. Крейненом по
исторической модели Рюккерса
Слайд 4Клавесин во французском стиле работы Жана-Поля Руо (Париж) по Никола
Дюмону 1707-го года
Слайд 5Французский клавесин XVII века
Слайд 6Устройство
Первоначально клавесин имел четырёхугольную форму, в XVII веке приобрёл крыловидную
продолговатую треугольную форму, вместо жильных стали применяться металлические струны. Струны
его расположены горизонтально, параллельно клавишам, обычно в виде нескольких хоров, причем группы струн разных мануалов находятся на разных высотных уровнях. Внешне клавесины обычно изящно отделывались: корпус украшался рисунками, инкрустациями и резьбой. В эпоху Людовика XV отделка клавесина соответствовала стильной мебели того времени. В XVI—XVII веках выделялись по качеству звука и своему художественному оформлению клавесины антверпенских мастеров Руккерсов.
Слайд 7Регистры
Звук клавесина — блестящий, но мало певучий, отрывистый, не поддающийся динамическим
изменениям, то есть плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине
невозможно. Для изменения силы и тембра звука, в клавесине может быть более одного регистра, которые включаются ручными переключателями, рычажками, находящимися по бокам клавиатуры. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х годов.
У клавесина, в зависимости от модели могут быть следующие регистры:
8-футовый (8`) — регистр, звучащий соответственно нотной записи;
лютневый — регистр характерного носового тембра, напоминающий пиццикато на смычковых инструментах; обычно не имеет своего ряда струн, а образуется из обычного 8-футового регистра, струны которого при переключении рычажка приглушаются кусочками кожи или войлока с помощью специального механизма;
4-футовый (4`) — регистр, звучащий на одну октаву выше;
16-футовый (16`) — регистр, звучащий на одну октаву ниже.
Слайд 8Мануалы и их диапазон
В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы,
причем в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали. В XVI веке диапазон
расширился до 4 октав (от C большой октавы до C 3-й: C — C’’’), в XVIII веке — до 5 октав (от F контр-октавы до F 3-й: F’ — F’’’).
В XVII—XVIII веках для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) мануалами (клавиатурами), которые располагались террасообразно одна над другой, а также с регистровыми переключателями для октавного удвоения и изменения тембровой краски[2].
Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет два мануала (клавиатуры), два набора струн 8` и один набор струн 4` (звучащих октавой выше), которые благодаря имеющимся переключателям регистров могут использоваться по отдельности или совместно, а также механизм копуляции мануалов (копула), позволяющий задействовать регистры второго мануала при игре на первом.
Слайд 9Разновидности клавесина
Название «клавесин» (фр. clavecin, итал. cembalo, англ. harpsichord, нем. Kielflügel) сохранилось за большими щипковыми клавишными инструментами крыловидной формы
с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам
инструменты, обычно с одним набором струн и диапазоном до 4 октав:
спинет — со струнами по диагонали слева направо;
вёрджинел — прямоугольной формы, с мануалом слева от центра и струнами, расположенными перпендикулярно клавишам;
мюзелар — прямоугольной формы, с мануалом справа от центра и струнами, расположенными перпендикулярно клавишам;
клавицитерий (лат. clavicytherium, итал. cembalo verticale) — клавесин с вертикально расположенным корпусом. Описания известны со второй половины XV века, первый известный экземпляр инструмента датируется 1460-70 гг. (возможно, из Ульма), термин clavicytherium — впервые в трактате С. Вирдунга (1511).
Слайд 10Композиторы
Основателем французской клавесинной школы считается Ж. Шамбоньер, создателем виртуозного клавесинного стиля —
итальянский композитор и клавесинист Д. Скарлатти. Среди французских клавесинистов конца XVII—XVIII вв.
выделялись Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, Л. К. Дакен и др. Интерес к французской клавесинной музыке, упавший в конце XVIII века, начал возрождаться в XX веке.
Поскольку в эпоху барокко клавесин часто использовался в партии basso continuo в камерной музыке, выполняя аккомпанирующую функцию, данный алфавитный список содержит имена композиторов, писавших произведения для клавесина-соло или для солирующего клавесина.
Иоганн Себастьян Бах
Антонио Вивальди
Георг Фридрих Гендель
Вольфганг Амадей Моцарт
Слайд 11Спасибо за внимание!
Папанина Анастасия, 6 «А» класс