Слайд 1Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
Слайд 2 Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со
слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной.
У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушения работоспособности, энцефалопатические расстройства.
Слайд 3 Термин «ЗПР» обозначает полиморфную группу детей с нарушениями познавательной деятельности.
Вследствие замедления созревания структур головного мозга у детей с раннего
возраста отмечается отставание разных сторон психической деятельности: познавательной, эмоционально-волевой, двигательной, или какой-либо одной из них.
ЗПР, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, в отечественной литературе рассматриваются как отдельная группа состояний с отставанием развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного заболевания.
Слайд 4 Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной
нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность, на что указывают
в своих исследованиях Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др. ЗПР также может быть обусловлена функциональной незрелостью ЦНС.
Слайд 5
Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением
ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями.
Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего это ранняя социальная деривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.
Слайд 6 Данные нейрофизиологических исследований (Дробинская А.О., Фишман М.Н., 1995) свидетельствуют, что
у большинства 6—8-летних детей, испытывающих трудности в обучении, развитие мозговых
структур и связей между ними отстает от возрастной нормы. Недоразвитие познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью некоторых мозговых структур, в первую очередь, лобных и теменных отделов коры головного мозга.
Названные авторы выделяют четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.
Слайд 7 Синдром психического инфантилизма обусловливает эмоционально-личностную незрелость ребенка, который оказывается как
бы на более ранней ступени развития эмоционально-волевой сферы, что, в
свою очередь, связано с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных систем мозга.
Наряду с прогностическими благоприятными вариантами неосложненного инфантилизма выделяются осложненные его формы, при которых эмоциональная незрелость сочетается с энцефалопатическими расстройствами и более выраженными нарушениями познавательной деятельности (дисгармонический инфантилизм при психопатических состояниях, церебрально-органический, церебрально-эндокринной) (К.С. Лебединская (1980), И.Ф. Марковская (1977)).
В ряде случаев наиболее легкие формы психической незрелости клиницисты связывают с так называемой вторичной инфантилизацией, возникающей при неправильном воспитании ребенка в семье.
В любом случае, инфантилизм становится одной из причин школьной дезадаптации и неуспеваемости.
Слайд 8 Цереброастенический синдром характеризуется низкой устойчивостью нервной системы к умственной и
физической нагрузке. Цереброастенические расстройства могут возникать при различных нарушениях мозговой
деятельности, чаще всего — при гипертензионно-гидроцефальном синдроме (повышении внутричерепного давления).
Для таких детей характерны моторная неловкость, нарушения мелкой моторики. Неустойчив эмоциональный тонус, характерна резкая смена настроения, плаксивость, склонность к апатии.
Наиболее характерны для этих детей повышенная утомляемость и истощаемость, что проявляется в расстройствах внимания, слабости произвольной регуляции деятельности.
Слайд 9 Дети с гипердинамическим синдромом, при котором отмечается общая двигательная расторможенность,
повышенная возбудимость, импульсивность. Серьезно страдает функция внимания, нарушается способность к
целенаправленной деятельности, произвольной регуляции поведения. Такие дети плохо подчиняются требованиям дисциплины, у них возникают проблемы в общении со сверстниками.
В основе отклонений в формировании познавательной деятельности ребенка нередко лежит психоорганический синдром, при котором наряду с явлениями церебрастении наблюдаются признаки раннего органического поражения головного мозга.
Слайд 10 Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что даже при негрубых, функциональных изменениях в
теменной, височно-теменно-затылочной, височной областях отмечаются изменения в процессах восприятия и
анализа информации, ее переработке. У таких детей затруднен процесс формирования межсенсорных связей, которые обеспечивают, в частности, такие сложные виды деятельности как чтение и письмо. Нарушения процессов приема и переработки сенсорной информации обусловливают недостатки образной сферы, зрительной и, особенно, слуховой памяти, трудности пространственной ориентировки.
У детей с психоорганическим синдромом страдает мелкая моторика, зрительно-моторная координация, что затрудняет овладение навыками самообслуживания, продуктивной деятельности (рисования, лепки), письма.
Дети с психоорганическим синдромом, как правило, отстают в речевом развитии.
Слайд 11 Для психической сферы детей с ЗПР типичным является сочетание парциальной
(частичной) недостаточности высших психических функций с сохранными. У одних детей
преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, страдает произвольная регуляция деятельности, у других — работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления.
Трудность построения коррекционно-педагогического процесса в условиях образовательных учреждений обусловлена тем, что задержка психического развития является сложным, полиморфным нарушением и затрагивает различные аспекты психического и физического развития. Как многообразны причины, обусловливающие ЗПР, так многообразны и ее проявления.
Слайд 12Существует несколько классификаций задержек психического развития.
Первая клиническая классификация предложена Т.А.
Власовой и М.С. Певзнер (1967). В данной классификации рассматриваются два
варианта ЗПР.
При первом варианте нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости, вследствие психического или психофизического инфантилизма.
При втором варианте на первый план выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой церебральной астенией.
Слайд 13 Интересна классификация В.В. Ковалева (1979). Он выделяет три варианта ЗПР,
обусловленных влиянием биологических факторов:
—задержка дизонтогенетического характера (при состояниях психического инфантилизма);
—
задержка энцефалопатического характера (при негрубых органических поражениях ЦНС);
- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха).
Четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с ранней социальной депривацией.
Слайд 14 В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется
классификация К.С. Лебединской (1980), разработанная на основе этиопатогенетического подхода. В
соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР.
Слайд 151. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический
инфантилизм).
При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают
черты эмоциональной и личностной незрелости. Эмоционально-волевая незрелость может сочетаться с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания. Это обусловлено замедленным темпом развития структур левого полушария, в первую очередь лобной и теменной областей, а также внутриполушарных и межполушарных связей. Вследствие этого у ребенка ослаблен контроль и регуляция деятельности.
Эмоционально-волевая незрелость выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов. Для таких детей характерна «детскость моторики» — суетливость, порывистость, недостаточная координированность движений. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе, школьную адаптацию. В структуре нарушения на первый план выступает эмоционально-личностная незрелость.
Слайд 162. Задержка психического развития соматогенного генеза
возникает у детей с хроническими
соматическими заболеваниями — сердца, почек, эндокринной системы и др.
Детей
характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость.
Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, у них недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем.
Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью, не позволяет ребенку достичь оптимально уровня возрастного развития. Отставание в развитии связано с регуляторной незрелостью и снижением общего психического тонуса.
Слайд 173. Задержка психического развития психогенного генеза.
При раннем возникновении и длительном
воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере
ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности.
В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.
В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других — робость, боязливость, страхи, мутизм.
При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.
Слайд 184. Задержка церебрально-органического генеза.
При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости
и различной степени поврежденности ряда психических функций. В зависимости от
их соотношения выделяются две категории детей (И.Ф. Марковская, 1993):
группа а) — в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и в познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;
группа б) — доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.
В обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: при первом варианте в большей степени страдает звено контроля, при втором — и звено контроля, и звено программирования, что обусловливает низкий уровень овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой). Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивное.
Слайд 19 ЗПР цереброорганического генеза, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее
стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР. Данная категория детей
в первую очередь нуждается в комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении.
По своей сути эта форма ЗПР нередко выражает пограничное с умственной отсталостью состояние, что требует квалифицированного комплексного подхода к обследованию детей.
Слайд 20 Особые состояния формируются у детей и вследствие педагогической запущенности. В
этих случаях у ребенка с полноценной нервной системой, но длительно
находящегося в условиях информационной и часто эмоциональной депривации, наблюдается недостаточный уровень развития навыков, знаний, умений. Психологическая структура этого отклонения и его прогноз будет более благоприятен.
В знакомых ситуациях такой ребенок ориентируется достаточно хорошо, динамика его развития в условиях интенсивной педагогической коррекции будет очень существенной.
В то же время у здорового от рождения ребенка при условии ранней депривации также может наблюдаться недоразвитие тех или иных психических функций. Если ребенок не получит педагогической помощи в сензитивные сроки, то эти недостатки могут оказаться необратимыми.
Слайд 21 По мнению У.В. Ульенковой (1994) в плане компенсации большое значение
имеют возраст ребенка, состояние его здоровья, специфика микросоциальной среды, характер
задержавшейся в развитии функции, ее сочетание с другими психологическими особенностями ребенка.
Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно, т. е. в раннем и дошкольном возрасте, организованная коррекционно-педагогическая помощь.
Слайд 22Коррекция ЗПР.
Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и
активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов.
Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
К особенностям обучения детей с ЗПР относятся: дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.
Слайд 23 Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности,
избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний
у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.