Слайд 1КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Волосовец Татьяна Владимировна,
директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и
воспитания Российской академии образования»
Слайд 2ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,
планируемые результаты), организационно-педагогических условий ...
Слайд 3Модульный характер образовательной программы дошкольного образования
п. 25 ст. 2 ФЗ
«Об образовании в РФ»
говорит об ориентации образовательной программы на конкретные
области знания и (или) виды деятельности, которые могут определять ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды образовательной деятельности и требования к результатам освоения образовательной программы.
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы
Слайд 4Разработка основной образовательной программы образовательной организации
ФЗ «Об образовании в РФ»
гарантирует образовательным организациям достаточно широкие права и высокий уровень самостоятельности
в вопросе разработки образовательной программы. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.
Слайд 5ФГОС ДО КАК ОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Слайд 6ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 3 МАЯ 2012 Г. № 46-ФЗ
«О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О
ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ»
В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
развитие
умственных и физических способностей в самом полном объеме;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.
Слайд 7
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017
ГОДЫ
(утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
Предусматривает
меры:
Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
По пересмотру критериев установления инвалидности для детей.
Слайд 8ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(РЕД. ОТ 23.07.2013)
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Слайд 9ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(РЕД. ОТ 23.07.2013)
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Слайд 10Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Слайд 11Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
5.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам,
создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 12Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
3.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 13Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
12.
Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Слайд 14ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
группы кратковременного пребывания;
центры игровой поддержки (ЦИПР);
службы ранней
помощи детям в возрасте до 4 лет с выявленными нарушениями
или риском нарушения;
лекотеки для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов;
семейные детские сады/группы
Слайд 15Развитие инклюзивного образования в России
Число детей в системе дошкольного образования
в возрасте 3-7 лет – 5 652 935. Из них:
В группах компенсирующей направленности (специальное образование) – 455 584 (8%)
В группах комбинированной направленности (инклюзивное образование) – 26 984 (0.5%).
С 2007/08 года рост более чем в 3 раза.
Слайд 16ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основная образовательная программа дошкольного
образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации
развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)
Слайд 17Основная образовательная программа
Содержание ОП должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способности детей в различны видах деятельности;
Конкретизация и дополнение педагогических
задач;
Определение форм и методов;
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования
Слайд 18Новые механизмы деятельности детских садов
Реализация
образовательных программ
в соответствии
с ФГОС
ФГОС
Формирование
задания учредителя
и расчет субсидии
на основе
нормативных
затрат
требования к условиям,
структуре образовательных
программ и результатам
контроль качества
мониторинг
принятие решений
обратная связь
Выпускники
Поступающие
Слайд 19Письмо Рособрнадзора
№01-52-22/05-382
Учитывая, что Законом устанавливается переходный период до 1
января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть
приведены наименования и уставы образовательных учреждений (часть 5статьи 108) в соответствие с требования федерального законодательства в сфере образования, Департамент и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО
Слайд 20
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября
2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии»
Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Слайд 21Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ
Приказ Минобрнауки №
1598
От 19 декабря 2014 года, зарегистрирован Минюстом 3 февраля 2015
года
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – организация).
Слайд 22
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Приказ Минобрнауки № 1598 от 19 декабря 2014 года, зарегистрирован
Минюстом 3 февраля 2015 года
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Слайд 23
ПРИКАЗ
Министерства образования и науки
от 28 мая 2014
года № 594
Об утверждении
Порядка разработки примерных
основных образовательных программ,
проведения
их экспертизы
и ведения реестра примерных
основных образовательных программ
Слайд 24ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. №2/15)
Слайд 25Постановление Правительства РФ №466 от 14.05.2015г.
Воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для обучающихся дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении - имеют право на отпуск в 56 дней
Слайд 26Информационный бюллетень №3, выпущенном Профсоюзом народного образования и науки РФ
«Педагогические
работники, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в
составе групп комбинированной направленности также имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней»
Слайд 27МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Критерии мониторинга качества дошкольного образования субъекта Российской
Федерации;
Критерии мониторинга качества дошкольного образования муниципальных районов и городских округов;
Критерии мониторинга качества дошкольной образовательной организации.
Слайд 28
При разработке критериев необходимо учитывать две важные составляющие мониторинга качества
дошкольной организации – внутреннюю и внешнюю:
внутренний мониторинг качества дошкольного образования
включает самостоятельный мониторинг образовательной организации и мониторинг родителей, являющихся потребителями услуг данной организации, а также мониторинг дошкольной образовательной организации учредителем;
независимый (внешний) мониторинг качества дошкольного образования включает мониторинг надзорных органов, экспертный мониторинг профессиональных сообществ, общественных и иных организаций.
Слайд 29СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!
Контакты:
Волосовец Татьяна Владимировна
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи
и воспитания РАО»
Москва, ул. Макаренко, д. 5/16 ,
тел. (495)625-29-35;
(495)625-02-07
www.ippdrao.ru ippdrao@yandex.ru