Слайд 1Книжная графика «первого поколения» художников «Мир искусства»
Сайнутдинова Эльвира, ГИЗ-453404
Слайд 2
Критик журнала "Аполлон" Н.Э. Радлов писал, что иллюстрация должна
подчиняться книжной форме: "Украсить лист - прямая задача книжного искусства,
и только считаясь с его особенностями, может художник-график добиться своей цели. Линейный рисунок идеально удовлетворяет требованиям, предъявляемым книгой к своему украшению: он считается с формой книжного листа, стремясь подчеркнуть его двухмерность, и с его колоритом, употребляя только те же две тональных единицы - blanc et noir."
Слайд 3 А.Н. Бенуа
"Медный всадник" А.С. Пушкина. Титульная страница
Рисунки вместе с
текстом поэмы впервые опубликованы в первом номере журнала «Мир искусства»
за 1904 год
Слайд 4
Бенуа акцентировал лейтмотив пушкинской поэмы — торжество созидательной силы,
петровских преобразований, их грозное, все сметающее на своем пути могущество,
гибель обыденного человека, посмевшего противопоставить себя «высшей власти», олицетворенной в образе «Медного всадника» и союзника его — Петербурга.
Слайд 5Иллюстрация к «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Герман у подъезда дома
графини. 1910.
Иллюстрации к «Пиковой даме» Пушкина:
В отличие от монохромности «Медного
всадника», «Пиковая дама» насыщена цветом
В иллюстрациях остро проступают черты театрализации
Слайд 6
Он вышел из себя /…/ и начисто отказался от
платежа. Заставка первой главы книги A.C. Пушкина "Пиковая дама", 1911
г.
Слайд 7
К.Сомов. Иллюстрации к «Книге Маркизы»
Рисунки не являются строго иллюстративными,
скорее они исполнены «по мотивам», на тему того или иного
фрагмента французской любовной лирики — в поэзии и прозе.
Слайд 8
«В театре»: Арлекин и Коломбина застыли у раздвинутого занавеса.
Ярко расцвеченная иллюстрация остается принципиально плоскостной, точка зрения снизу вверх
придает особую устойчивость фигурам актеров, головы зрителей словно бы вплотную придвинуты к рампе, настойчиво акцентируется первый план.
Слайд 10
Лев Бакст
Обложка журнала «Мир искусства» (1902)
Один рисунок включен в
другой, иллюзия пространственного сдвига, возникающего между ними, тут же нейтрализуется
фигурами первого плана, словно замыкающими границы двух плоскостей. Здесь Бакст отдает предпочтение легкому прерывистому штриху и еще не отказывается от форм «рокайля».
Слайд 11
Е. Лансере
Иллюстрирование и оформление повести Л.Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1916гг.): 70
акварелей и рисунков распределены относительно равномерно по 25 главам, почти
каждая из них имеет заставку, концовку, страничную иллюстрацию (или страничный иллюстрационный разворот), в ряде случаев главы отделяются друг от друга шмуцтитулом.
Слайд 12
Суд Шамиля. Иллюстрация к повести «Хаджи-Мурат».
Картон, темпера, гуашь
Слайд 13
Оценивая оформление "Хаджи-Мурата", Алексей Алексеевич Сидоров писал: "Это действительно
одновременно и подвиг, свидетельство очень большого добросовестного труда художника-исследователя, историка,
человека, лично видевшего, знавшего и полюбившего Кавказ, и удача, редкостное доказательство того, как научился художник строить книгу, одновременно сохраняя красоту ее (традиция “Мира искусства“) и правдивость, познавательную ценность иллюстрации".
Слайд 15
Шамиль въезжает в Ведено
Воспоминание Хаджи-Мурата о сыне
Слайд 16
И.Я. Билибин
В общем строе сказок, входящих в книжку «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка» (1902), важную роль играет
опоэтизированный пейзаж России.
Билибин работает в лаконичной манере изображения, использует гармонию цвета, сомасштабность иллюстрационных листов.
Слайд 17
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Дети и
белая уточка»
Иллюстрация к сказке «Белая уточка»
Слайд 18
Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность
цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с
чувством народного юмора
Слайд 19
«Кощей Бессмертный», Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1901
Слайд 20
Добужинский М.В.
Титульный лист к сказке Г.Х.Андерсена «Свинопас»
1917
Бумага, акварель, тушь,
перо. 30,3 х 23,7
Русский музей
Слайд 21
– Что это за сборище у свиных закуток? –
спросил, выйдя на балкон, император, протёр глаза и надел очки.
– Э, да это фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть.
Слайд 22 М.В.Добужинский
В 1923 году в издательстве "Аквилон" была издана повесть
Ф.М.Достоевского с рисунками М.В.Добужинского.
Обложка, титульный лист, 8 страничных иллюстраций, 5
заставок и 4 концовки воспроизведены в технике цинкографии.
Слайд 23
Добужинский обращает главное свое внимание на архитектурный пейзаж Петербурга
Фигуры
героя и героини сравнительно мало заметны
Рисунок не обведен замыкающей чертой,
а непосредственно вливается в плоскость листа
Слайд 25
«…любопытней всего та выдумка, которую проявил иллюстратор при орнаментации
заключительных строк повести Достоевского. Он ничего не изображает, а просто
поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку»
Слайд 26вывод
За мирискусниками остается заслуга создания и разработка стройной системы, обосновывающей
принципы деятельности художника книги, формирование своего рода эстетики книжной графики
— и это сделано впервые. В наследии, которое приняла советская графика от дореволюционной русской культуры, традиция «Мира искусства» была одной из ведущих. В первую очередь о ней следует говорить в связи со становлением «ленинградской школы», явление достаточно цельного в общности понимания книги, как художественного единства, как графического ансамбля. В этом — плодотворное неиссякаемое воздействие графики «Мира искусства».
Слайд 27Список источников:
Бенуа А. Н. Задачи графики // Искусство и
печатное дело. 1910. № 2—3. С. 44—45.
Радлов Н. Э. Современная
русская графика и рисунок // Аполлон. 1913. № 6
Радлов Н. Э. - Русская книжная графика. Искусство и современность. Очерк четырнадцатый //Пламя. 1919 №59
Л.Розенталь. Мстислав Добужинский. Из книги: Мастера современной гравюры и графики. Сборник материалов. – М.-Л.: Государственное издательство, 1928 г.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. Сарабьянов Д.В. СПб.: 2001. - 295 c.
Сидоров А.А. Русская графика начала ХХ века. Очерки истории и теории. М., 1969.
Липович И. Книжная графика Мира искусства [Электронный ресурс]: Режим доступа https://www.proza.ru/2015/03/20/2023