Слайд 1Система функций управления
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Слайд 2Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать
и достичь цели организации.
Функцией управления называется особый вид управленческой деятельности,
с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функции управления отражают содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы.
Слайд 3Классификация функций по отношению к объекту управления
Функции, отражающие структуру народного
хозяйства
Функции, отражающие уровни производства
Функции, отражающие стадии процесса производства
Функции,
отражающие составные элементы и параметры процесса производства
Слайд 4Классификация функций по отношению к самому управлению
Предварительное управление (выработка целей,
прогнозирование, планирование);
Оперативное управление (организация, распорядительство);
Контроль (учет, анализ).
Слайд 5Классификация функций управления
Общие (универсальные), пригодные для любого процесса управления, выражающие
сущность управления. Носителем общих функций является вся управляющая система в
целом.
Конкретные (специфические), функции элементов управляющих систем, выражающие содержание управления. Носителями конкретных функций являются части системы, имеющие локальный, специфический характер.
Слайд 6Основные функции управления (классическая классификация)
Планирование
Организация
Контроль
Мотивация
Координация
Слайд 7Функции менеджмента
Планирование это формирование цели управления, выбор путей и
методов достижения этой цели
Организация
это создание оптимальной структуры управления,
направленное на достижение цели организации
Мотивация
это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе
Контроль
это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества
Слайд 8Специфика конкретных функций управления
управление запасами;
управление персоналом;
управление информационным обеспечением;
управление финансами и т.д.
управление производством;
управление материально- техническим снабжением;
управление сбытом и т.д.
управление качеством;
управление прибылью;
управление производительностью;
управление затратами и т.д.
Ресурсы
Процессы
Результаты
Слайд 9Планирование
Планирование – выработка программы действий, которая послужит в дальнейшем основой
формирования производственной системы или средством поддержания ее эффективного существования.
Планирование –
интерактивный процесс предварительного принятия решений на основе системы взаимозависимых расчетных параметров производства, определяющих цели предстоящей деятельности и средства их достижения, способы и сроки выполнения работ.
Слайд 10Цели и задачи планирования
Цели:
Устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений.
Сосредоточить
внимание на главных задачах.
Добиться экономичного функционирования.
Облегчить контроль.
Задачи:
обеспечение целенаправленного развития
организации;
перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития;
координация деятельности структурных подразделений и персонала;
создание объективной базы для эффективного контроля;
стимулирование трудовой активности персонала;
информационное обеспечение работников организации.
Слайд 11Схема соответствия уровней планирования уровням управления
Система управления
Верхний уровень
Нижний уровень
Стратегическое планирование
Тактическое
планирование
Оперативно-тактическое планирование
Долгосрочное планирование
Среднесрочное планирование
Краткосрочное планирование
Планирование в
масштабах предприятия
Планирование в масштабах отделений, отделов
Планирование в секторах, группах, на участках
Слайд 12Процесс планирования
Включает три этапа:
постановку задачи планирования (включает формирование цели и
анализ проблемы планирования);
разработку плана (предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы
планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов и принятие планового решения);
реализацию планового решения (заключается в доведении решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей).
Слайд 13Общие принципы планирования
единство (системный характер планирования);
непрерывность (осуществление процесса планирования должно
быть постоянным в рамках установленного цикла, а разработанные планы должны
непрерывно приходить на смену друг другу);
гибкость (планы и процесс планирования должны менять свою направленность в зависимости от возникновения непредвиденных обстоятельств);
точность (планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности ДО);
участие (привлечение в процесс планирования всех тех, кого он затрагивает
Слайд 14Организация
Функция организации — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем
необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.
Структура
организации – логически обоснованная система взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, которая позволяет наиболее эффективно достигнуть цели организации.
Слайд 15Организация
Основные задачи функции организации:
формирование структуры организации исходя из размера предприятия,
его целей, технологии, персонала и др.;
установление конкретных параметров, режимов работы
подразделений, отношений между подразделениями;
обеспечение ресурсами (человеческими, материальными, финансовыми, информационными).
Слайд 16Мотивация
Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo — двигаю) — процесс побуждения себя и других людей к деятельности для
достижения целей организации и личных целей.
Слайд 17Мотивация
Мотивация рассматривается в двух аспектах:
как психологический процесс, который активизирует поведение
и создает побуждение, направленное на достижение определенной цели;
создание причин и
условий, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии и поведения.
Слайд 18Мотивация
Основные принципы мотивации:
установление четких целей и задач;
увязка результатов и вознаграждения;
создание
благоприятных условий для эффективной работы;
единство моральных и материальных методов стимулирования;
учет
личных качеств работника;
использование преимуществ положительных стимулов.
Слайд 19Контроль
Функция процесса управления «контроль» устанавливает степень соответствия принятых
решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет
отклонения и их причины.
Слайд 20Контроль
Контроль можно классифицировать:
по объектам контроля (предметы труда, средства производства, условия
труда, документы и т. д.);
по исполнителям;
по принимаемому решению;
по возможности дальнейшего использования
объектов контроля;
по типу отношений;
по признаку открытости;
по масштабу;
по методике проведения;
по способу получения и обработки информации;
по степени формализации (формальный или официальный и неформальный);
по степени мотивационной значимости;
по объектам выполняемых операций (однофункциональный и многофункциональный);
Слайд 21Контроль
по характеру (непрерывный и периодический);
по количеству контролируемых величин (единичный или одномерный и
множественный или многомерный);
по степени охвата объектов контролем (сплошной или выборочный);
по режиму
контроля (усиленный, ускоренный, нормальный и т. д.);
по времени контроля;
по регулярности осуществления контроля;
по периодичности выполнения контрольных операций;
по уровню механизации (автоматизации);
по стадиям жизненного цикла объекта.
Слайд 22Контроль
Контроль подразделяется также на текущий и заключительный.
Контроль, осуществляемый на стадии
хозяйственного процесса, носит название текущего.
Задача его — оперативное выявление и своевременное
пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена.При этом полученные результаты сравниваются с предусмотренными.
Целью этого вида контроля является установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в работе.
Слайд 23Контроль
основные принципы, которыми следует руководствоваться при осуществлении контроля, это:
ориентация контроля на
результаты;
простота контроля;
своевременность контроля;
адекватность контроля контролируемой деятельности;
гибкость контроля;
стратегическая направленность контроля;
открытость
контроля;
экономичность контроля;
эффективность контроля.
Слайд 24Контроль
Контроль обычно выполняется в четыре этапа:
на первом этапе устанавливаются стандарты, т.е. конкретные, поддающиеся измерению цели,
имеющие временные границы;
на втором этапе путем сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется
масштаб допустимых отклонений;
на третьем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами;
на четвертом этапе определяется, какие действия необходимо предпринимать.