Слайд 1Тема 2. Когнитивные приёмы
Б. К. Малиновского
4. Аффективные состояния
Доклад
подготовила студентка 901 группы Попова Яна
Слайд 2 Магия применяется в таких фазах деятельности, когда не хватает рациональных
способов достижения цели или они перестают действовать. Это порождает в
психологии человека остро аффективные состояния.
Слайд 3 Дикарь или цивилизованный человек, обладает ли он искусством магии или
же вовсе не ведает о ее существовании — человек, попавший
в такую ситуацию, не может оставаться в бездействии, единственном состоянии, к которому подталкивает его растерявшийся разум. Напротив, его нервная система и все его телесное существо побуждают к действию, которое могло бы заместить то, какое не увенчалось успехом.
Слайд 4 Подобные реакции на заполоняющие душу страсти и неотступные желания —
естественный ответ человеческого существа, попадающего в такого рода ситуации. В
их основе лежит общий психофизиологический механизм. Они возбуждают то, что можно было бы назвать продолженным выражением эмоций в действии и слове: угрожающие жесты и проклятия выносят наружу бессильную ярость, недоступная, но страстно желаемая цель выступает спонтанным образом, когда практическое действие заходит в тупик, жесты влюбленного обнаруживают не нашедшую выхода нежность и т.д.
Слайд 5 Подобные реакции на заполоняющие душу страсти и неотступные желания —
естественный ответ человеческого существа, попадающего в такого рода ситуации. В
их основе лежит общий психофизиологический механизм. Они возбуждают то, что можно было бы назвать продолженным выражением эмоций в действии и слове: угрожающие жесты и проклятия выносят наружу бессильную ярость, недоступная, но страстно желаемая цель выступает спонтанным образом, когда практическое действие заходит в тупик, жесты влюбленного обнаруживают не нашедшую выхода нежность и т.д.
Слайд 6 Когда наступает разрядка, которой способствуют слова и жесты, навязчивые видения
угасают, желаемая цель кажется приблизившейся или даже достигнутой — человек
вновь обретает равновесие, опять ощущает гармонию жизни. И у него возникает убеждение, что проклятия и жесты ярости поразили врага, что любовная мольба и нежные объятия не остались без ответа, что затраченные усилия не могли не оказать положительного влияния на предмет желания.
Слайд 7 Сильное эмоциональное переживание, нашедшее выход в потоке слов, образов и
действий, оставляет после себя глубокое убеждение в своей реальности, в
том, что практически значимое и положительное достижение осуществилось благодаря открывшейся человеку некой таинственной силе. Возникает уверенность в том, что эта сила, дающая человеку власть обладания, физическую или духовную, приходит к нему откуда-то извне, и первобытный человек, как, впрочем, всякий легковерный и неразвитый субъект во все времена, полагает, будто именно его спонтанные действия и внутренняя вера в их эффективность стали причиной раскрытия этих внешних и, несомненно, безличных источников силы.
Слайд 8 Магические ритуалы, большая часть магических формул и принципов, колдовские
приемы — все это восходит к бурным переживаниям, испытанным людьми
в труднейших ситуациях их практической жизни, в безвыходных тупиках, в попытках найти бреши в стене, воздвигаемой несовершенством их культуры, разрешить противоречие между могучими жизненными соблазнами и грозными опасностями подстерегающей судьбы.
Слайд 9 Поэтому в большинстве магических ритуалов присутствуют соответствующие им спонтанные формы
выражения эмоций или воображаемого достижения желанной цели.
Слайд 10Литература
Яблоков И.Н. Структурный функционализм в социологии религии [Электронный ресурс] -
http://www.freereligion.ru/religions-536-1.html - 08.10.12.
Малиновский Б. Магия, наука, религия/ Б. Малиновский .
– Москва: Рефл-бук, 1998. -С. 79-81.